Из газеты «Минусинский вестник» от 15.03.1915 года
Давным-давно это было… Еще тогда, когда у охотников в ходу были тугие луки, да меткие стрелы и когда о ружьях не было и помину. Пошел однажды старый охотник Бельтир на охоту. Охотился он обычно в Саянских горах. Долго ходил по тайге, безуспешно, и наконец на высокой вершине одной горы он заметил гордого красавца-марала. Не долго думая, натянул свой лук старый Бельтир и метким выстрелом всадил стрелу в бок таежного красавца…
Повалился марал. Взобрался Бельтир на вершину и с удивлением заметил, что с другой стороны горы к маралу подходит какой-то человек. То был охотник урянх. Он тоже выстрелил в марала и тоже вонзил свою стрелу в бок марала. Обменявшись приветствиями, охотники начали осматривать марала и оказалось, что стрелы их, в туловище марала сошлись остриями. И с удивлением заметили они, что один бок у марала был, как и у всех маралов, а другой был красный и совершенно высох и походил на доску. Оба решили, что это неспроста, что тут не обошлось без участия злых духов. Порешили сжечь марала. И сожгли.
Потом охотники разговорились за трубкой и оказалось, что у каждого дома осталась беременная жена. И оба они, чтобы закрепить свое знакомство, порешили поженить своих будущих детей, если один из них будет сын, а другая дочь. На том и расстались. На следующий год опять встретились охотники на том же месте и сообщили друг другу о рождении детей в своих семьях. У урянха родилась дочь, у Бельтира – сын. И снова разошлись. Прошло много лет. В третий раз сошлись охотники на старом месте тогда, когда у Бельтира сын стал женихом, а у урянха дочь – невестой. На этот раз охотники припомнили свое давнее решение о женитьбе детей и начали сговариваться насчет свадьбы. Назначили они день, в который сын Бельтира должен был приехать к урянху и получить его дочь, а с нею и юрту, скот, лошадей. Бельтир, которого в этот год преследовала особенная удача, в виде калыма отдал урянху большую часть добычи: шкур белок, соболей.
Дома Бельтир предупредил сына, что скоро он должен отправиться в Урянхай за женой и велел к тому времени получше выстоять коня. Сын, послушный воле отца, начал выстаивать коня, но не успел. Настала пора выезжать. Медлить было нельзя. Потемнел старый Бельтир, но не стал задерживать сына, а лишь сказал ему: «Сын мой поедешь через Саянский хребет, не ночуй ни за что на хребте, а ночуй либо по эту сторону хребта, либо по ту…». И больше ничего не прибавил. Направился в путь молодой Бельтир. Подъехал он к Саянскому хребту и начал взбираться на него. Тут конь его, не выстоянный, устал и не мог идти дальше. Пришлось молодому Бельтиру ночевать на хребте. Ночь темная, жуткая спускалась на землю. Расседлал он коня и думает про себя: «Стар и мудр мой отец и неспроста он велел не ночевать на хребте…»
Решил Бельтир ночевать на высоком дереве. Залез на дерево, а сам не спит, смотрит. И видит как выскочил из тайги огромный белый волк. Кинулся чудовищный волк на дерево, на котором сидел Бельтир, почуял его запах, а в это время молодой Бельтир спустил стрелу и убил волка. Ночевал он после этого на хребте спокойно, а утром встал, ободрал волка, мясо бросил, а шкуру перебросил через спину коня. И так велик был волк, что с одной стороны коня хвост, а с другой голова волка касались земли…
Благополучно добрался жених до урянха. Получил он его дочь, а с нею скот и складную старинную юрту. Направился молодой Бельтир в обратный путь. Перед самым отъездом урянх сказал ем: «Стрелок ты, зять, хороший и меткий и твой большой палец крепок и силен, но плохо ты сделал убив волка, ты убил нечто нечистое. Сожги ты шкуру волка здесь, а когда приедешь к тому месту, где ты бросил волчье мясо, ты и мясо сожги и пепел по ветру развей». Потом на дорогу еще дал наказ зятю, чтобы ни за что не ночевал на хребте, а ночевал либо по эту сторону, либо по ту…
И снова устал конь на хребте, на этот раз конь жены. Делать было нечего. Пришлось разобрать юрту и поставить ее для ночлега, скот оставить около юрты, а коней пустить отдохнуть и поесть. Улеглись молодые супруги в юрте и слышат вдруг, как будто корова боком чешется об юрту. Жена заворчала: «Места нет скоту где почесаться… Пойду отгоню его от юрты». С этими словами поднялась она, пошла и только успела отворить дверь, как дико вскрикнула и исчезла…
Не стало у Бельтира жены. Выскочил он из юрты, захватив лук, долго звал и искал молодую жену, но все напрасно… Тогда в отчаянии, пошел глубокой ночью по тайге наугад. Шел-шел и вдруг видит он, далеко огонек светит. Пошел на огонек, а под скалой у костра сидит огромный слепой старик-великан. Над огнем висит большой котел и в нем что-то варится. «Посмотри-ка, сварилось-ли – говорит великан рядом сидящему мальчику, которого сразу то и не заметил безутешный муж. Раньше, бывало, только лакомые кусочки ели, а теперь вот, как убили у нас белого волка, так и приходится пробиваться ногами, руками да головами…». Мальчик встал, посмотрел в котел и начал вытаскивать руки, ноги и головы человеческие…
Остолбенел Бельтир и понял какие «не лакомые» куски пожирает теперь старик. Натянул он лук, убил и старика и мальчика. Потом сжег обоих, а пепел раскидал. Пошел он дальше искать свою жену. Шел-шел и слышит вдруг чье-то кряхтенье, оханье и стоны. Остановился, прислушался: идут по тайге два человека, согнулись под тяжестью какой-то ноши. Бельтир и их пристрелил. Потом подошел поближе, развязал мешок, а в мешке лежит его жена. Еле-еле жива… Освободил он быстро жену, собрал юрту, отправился в обратный путь и благополучно вернулся домой.
Путь молодого Бельтира в Урянхай был первым путем туда, благополучно закончившимся. До него всех, пытавшихся пробраться через Саянский хребет в Урянхай, поедали злые существа, пристреленные Бельтиром (красный марал, белый волк, два человека, старик и мальчик). С тех пор дорога в Урянхай стала безопасной.
Из фондов Национального архива Республики Тыва.