Цам – это грозная мистерия торжества над еретиками, парад божеств, сошедших на землю, который устраивался «в знак того, чтобы, явив врагам веры и добродетели ясное присутствие на земле божества, отвратить всех этих злонамеренных существ от последователей Будды». Цам обычно устраивался в середине лета (июнь-июль) в каждом крупном монастыре. Это был самый популярный религиозный праздник года.
Слово «цам» в переводе означает «танец». Во время цама устраивались священные пляски лам, одетых в разноцветные маски и костюмы докшитских богов. Действие, как правило, происходило на площадках перед храмами, маски выходили по одному или попарно, а иногда и группами.
Содержание Цама заключалось, как писал Б.Я. Владимирцов, «в представлении грозных божеств и гениев – покровителей буддизма, а также в изображении их борьбы за буддийскую церковь. Цам, хотя и театральное представление, — зрелище, предназначенное для всех, для толпы, но тем не менее это священный религиозный обряд, мистерия, ставящая себе целью не только поучать зрителей, напоминая им о невечности всего сущего и о разных таинственных силах, то покровительствующих, то враждебных буддизму, но и войти в особое мистическое единение с этими силами и через то водворить в округе радость и счастье».
Однако корни Цама очень древние, добуддийские. Ламаизм при распространении в Центральной Азии воспринимал и впоследствии трансформировал древние верования, культы и обряды, расширяя свой пантеон за счет ламаизированных местных духов и божеств. Мистерия Цам привлекает внимание именно в связи с трансформацией древних обрядов, и прототипы масок Цама следует искать среди шаманских и более древних культов.
По традиции, установление Цама приписывается волхву-заклинателю Падмасамбхава, жившему в Тибете в VIII веке. Ламы, в ролях действующих персонажей Цама, надевали фантастические наряды и страшные уродливые маски докшитов – грозных «защитников веры». Согласно легенде, некоторые из докшитов первоначально были демонами, но после того как они были укрощены Падмасамбхавой и приняли желтую веру, они стали яростными охранителями буддизма.
Изображения докшитов соединяли в себе все, что может представить безобразного и уродливого человеческая фантазия. Внешний вид «защитников веры» должен был вселить ужас в сердца зрителей.
Окраска лиц была ярко-насыщенно красной, синей, зеленой, а выражения лиц – свирепыми: глаза выпучены, из пасти торчат звериные клыки; сверху маски украшались тиарой из пяти человеческих черепов.
Главным персонажем Цама был докшит Чойджил. О его появлении оповещали дикие, резкие звуки духового музыкального инструмента, на дорогу перед ним лили кровь из чаши, сделанной из человеческого черепа. Сопровождали его грозные спутники с мечами в руках.
Цам, как правило, устраивался в объединении с ламаистским богослужением, посвященным богу Майдыру, в лице которого ламаисты почитали Будду. Празднование Цама и Майдыра длилось в течение пяти-семи дней. Если рассматривать эти праздники в плане театрализованного представления, то следует признать, что они являли собой внушительное зрелище как по числу исполнителей, так и по числу зрителей. Как обрядовая церемония, Цам и Майдыр были богаты разными жанрами: разговорный Цам, танцевальная пантомима, сюжетный из истории буддизма. Этот праздник носил религиозный характер и призван был оказывать эмоциональное воздействие на массы.
Источник:
Монгуш М.В. Ламаизм в Туве: Историко-этнографическое исследование. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1992. – 144 с.
Иллюстрация из всемирной сети интернет.