Остов седла (эзер) тувинцы делали из березы. Седло имело сравнительно высокие луки — почти вертикальную переднюю и круто изогнутую заднюю. Подушка (көвенчик) изготовлялась из войлока и обшивалась сверху красным или коричневым сукном. Как правило, на богатых седлах открытые части лук и выступающие концы опорных дощечек (чавы) ленчика были окрашены красной краской и покрыты лаком. Дуги лук, а иногда и края полок оббивали костяными или металлическими накладками (хыра), обычно украшенными узором, нанесенным чеканкой или гравировкой. На передних и задних дощечках ленчика имелись узкие ремешки (терги) для приторочивания груза. Терги пропускали через отверстия в специальных узорчатых бляхах (терги дөзү) — серебряных, бронзовых, либо ротовых, причем на переднем конце полки располагалась одна бляха, на заднем — две. По бокам седла свисали кожаные чепраки (терепчи) с художественным тиснением или аппликациями. Для предохранения ног и от трения о верхнюю часть стременного ремня и для украшения седла по обеим его сторонам непременно висели нарядные кожаные тебеньки (тепсе). Седельную подушку украшали крупными бляхами (базыткыш). Бляхи скрепляли с седлом при помощи металлических петель.
Женские и мужские седла в начале XX в. практически не различались, хотя по утверждению наших информаторов еще в конце XIX в. праздничные седла женщин были декорированы более пышно, чем мужские, причем у них металлические накладки и крупные бляхи прикрепляли на лицевой части передней луки, чего не делали на мужских седлах. Луки женских седел были выше, тоньше и изящнее.
Источник:
Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы – Москва, 1974. – 222 с.