Обряды освящения этих памятников в разных местах имели свои отличия, но освящали их только шаманы и только тогда, когда были эпидемии заразных болезней, была засуха, нарушались покой и мир, а также по случаю посещения священной земли предков. На обрядах освящения каменных памятников, собиралось не так много людей. Перед памятником на большой доске выставляли вареное мясо, тувинский сыр и масло.
В одной из работ Кызласова Р.М. упомянуто значение назначения сосуда каменного идола. «Изображения умерших воинов с сосудом в руке необходимы были для того, чтобы при совершении поминок, когда родственники и соратники покойного устраивали в честь него поминальный пир возле оградки, он сам, в виде изваяния, мог «присутствовать и пить» вместе со всеми. Естественно, что поминающие при этом обращались к нему и «разговаривали» с ним, принося ему жертвы, чтобы умилостивить его «злую» душу, как это делали и тюрокоязычные народы Саяно-Алтайского нагорья еще в недавнем прошлом.
И алтайцы, тувинцы, хакасы все считали, что в поминальном пиру участвует душа самого умершего, получая пищу и питье через дым жертвенного костра в виде запаха и пара. Хакасы оставляли на могиле кожаную бутыль (торсых) с вином и специальную «покойникову чашу» для питья, из которой умерший «пил» на поминках. Все это позволяет понять, почему в руке древнетюркского изваяния изображался сосуд для питья.
На одном изваянии воина из Западной Тувы, участники поминок изобразили самих себя, воссоздав сцену «выпивки» с каменной фигурой умершего. Ниже пояса этой фигуры схематично изображены два человека, как бы сидящие перед изваянием и поджатых под себя ногах. Один из участников поминок поднимает в руке сосуд с напитком, а второй опустил руку, видимо, в кожаный бурдюк с питьем, чтобы зачерпнуть очередную чарку. Создав эту сцену, сородичи тем самым остроумно «обеспечили» умершему многовековое продолжение поминального питья.
С течением столетий значение каменных изваяний трансформировалось, но не исчезло. Даже в конце XIX века по материалам научных исследований обозначается, что каменное изваяние использовалась в целях захоронения богатого покойника. Как мужчине, так и женщине, недалеко от могилы ставили каменную стелу (көжээ). Ее ставили либо в голове, либо в ногах погребенного. Место, куда нужно было ставить стелу, определял шаман. Таким образом, стела стояла среди камней, установленных у могилы по числу детей покойного. Стелу-көжээ делал обычно мастер (пызанчы).
Иллюстрация:
А.Д. Грач. Древнетюркская каменная фигура из района Мунгу-Хайрхан-Ула (Юго-Западная Тува). // КСИЭ Вып. XXX. 1958. С. 151-158.