Сопоставляя этнографические источники с новыми фактами, появившимися в результате раскопок восточно-алтайских оградок, поминальный обряд тюрков Восточного Алтая представляется в следующем виде. Оградка, не что иное, как жилище — своеобразное последнее пристанище души (духа) умершего — сооружалась в первую очередь. В центре его ставилось лиственничное дерево (корнем рядом с символическим очагом, вершиной выходило в отверстие крыши).
В жертву приносилась лошадь или овца, предназначавшиеся для угощения души умершего, шамана и родственников. С северной или восточной стороны оградки-жилища родственники умершего разводили костер. Из него горящие угли переносились к подножию лиственницы, ближе к северной части символического жилища, для второго ритуального костра-очага. Через посредство обоих костров родственниками производилось кормление души умершего, которая, очевидно, в этот момент, по представлениям древних, находилась на лиственнице или в жилище и питалась дымом (паром) от пищи, брошенной в костер под деревом. Для этой же цели служили специальные жертвенные сосуды, оставленные затем у изваянии. Душа умершего, согласно анимистическим верованиям тюрков, могла быть заключена шаманом и в каменное изваяние. Оно, изготовленное к моменту поминок, устанавливалось у «жилища» и изображало, самого умершего, который в таком качестве как бы присутствовал на своих поминках. Одновременно с установкой каменного изваяния на восток от жилища вкапывали ряд символических каменных коновязей, к которым во время ритуальных действий, возможно, привязывались кони сородичей и гостей, принимавших участие в поминальном обряде.
По окончании первых поминок голова и шкура жертвенного коня вывешивались на верхушку дерева или специально установленные жерди. Очаг под лиственницей в жилище закладывался плитами и камнями. Через некоторое время устраивали вторые поминки, для чего снова разводили костер, а снаружи пристраивали к оградкам или в некотором отдалении от них каменный или деревянный ящик (дополнительную оградку), в которые клали пищу, предназначенную душе умершего. По окончании последних поминок жилище, устроенное для духа умершего, сжигалось. Изваяние также разбивалось с целью высвободить из него душу умершего. Сгоревшее жилище, от которого оставалось только основание из каменных плит (оградка), сразу же забрасывалось камнями.
Список использованной литературы:
1. М.Б. Кенин-Лопсан. Традиционная культура тувинцев. – Тувинское книжное издательство, Кызыл, 2006. — 230 с.
2. Г.В.Кубарев. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). – Издательство института археологии и этнографии, Новосибирск, 2005. – 400 с.
3. В.Д.Кубарев. Древнетюркские изваяния Алтая. – Наука, Новосибирск, 1984.
4. История Тувы. Том 1. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. С.И.Вайнштейна, М.Х.Маннай-оола. – Кызыл,2014. С. 104-167.
5. Урянхай. Тыва дептер. Антология. Сост. С.К. Шойгу. Том 3.- Кызыл, 2014. 607 с.
6. А.Д. Грач. Каменные изваяния западной Тувы (К вопросу о погребальном ритуале тугю). https://kronk.spb.ru/library/grach-ad-1955.htm
7. М.П Грязнов, E.Р. Шнейдер. Древние изваяния Минусинских степей.
8. Л.А. Евтюхова. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии.
Фотография из коллекции Национального музея РТ.