Большая часть изваяний, относящихся к древнетюрскому времени, установлена возле каменных оградок, от которых тянутся ряды вертикально вкопанных простых камней – балбалов. Изваяния изображают либо почти полную человеческую фигуру, либо только лицо. В большинстве случаев они изображают воина с сосудом в правой руке. На изваяниях показаны детали одежды, некоторые изваяния, обнаруженные в Туве, являются высокохудожественными образцами камнерезного искусства. По вопросу о том, кого изображают каменные изваяния, существует две точки зрения. Согласно первой, это изображение убитого врага, второй – изображение самого знатного покойника, которое ставили при его поминках. Большинство исследователей так или иначе придерживается второй точки зрения.
Для решения вопроса о назначении изваяний, изображающих стоящую фигуру человека, важно определить назначения тех четырёхугольных каменных оградок, перед которыми они установлены.
Характер этих сооружений совершенно одинаков: в центре под насыпью находится круглая яма, диаметром от 80 до 40 см, заполненная крупными камнями, пересыпанными землёй с углями и золой, а ближе ко дну встречались куски от сгнившего дерева. Иногда в дно был вбит деревянный кол, или заострённый чурбан, диаметром до 30 см. В каждой из ямок на дне были найдены или позвонок барана или часть нижней челюсти лошади. На горизонте под насыпью иногда встречались единичные кости лошади или барана и угли с золой; последние иногда в значительном количестве.
Ни обожжённых, ни целых костей человека здесь ни разу не было найдено.
Анализ деталей каменных изваяний показал, что они одновременны курганам, содержащим погребения VII-IX вв. н.э. В большинстве случаев оградки, возле которых стоят эти изваяния, расположены вблизи этих курганов и как бы входят вместе с ними в комплекс сооружений. По-видимому, площадки в пределах оградки являются местом поминальных жертв, своеобразными алтарями, сооруженными в память погребённых в соседних курганах.
Нигде нет такого большого количества четырёхугольных каменных оградок, часто в сопровождении верениц камней, как на Алтае и в Туве. Этот обряд, очевидно, после возникновения на Алтае распространился и у тюркоязычных племён Тувы, после же завоевания алтайскими тюрками Центральной Азии (в эпоху Орхонского каганата) получил широкое распространение в Монголии. Там развивалось уже классовое общество, и первоначальный обряд в виде сооружения простой каменной оградки с каменным изваянием осложнился применением более сложных сооружений, воздвигавшихся в память орхонских каганов и их приближённых, которые изображались круглой скульптурой в виде сидящих, а иногда и стоящих фигур.
Во время походов орхонских войск против северных соседей, особенно через Туву против кыргызов и посольств туда же, умерших чужеземцев и в Туве и в Хакассии хоронили по их обряду с их усложнёнными могильными сооружениями и сидячими каменными изваяниями.
Список использованной литературы:
1. М.Б. Кенин-Лопсан. Традиционная культура тувинцев. – Тувинское книжное издательство, Кызыл, 2006. — 230 с.
2. Г.В.Кубарев. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). – Издательство института археологии и этнографии, Новосибирск, 2005. – 400 с.
3. В.Д.Кубарев. Древнетюркские изваяния Алтая. – Наука, Новосибирск, 1984.
4. История Тувы. Том 1. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. С.И.Вайнштейна, М.Х.Маннай-оола. – Кызыл,2014. С. 104-167.
5. Урянхай. Тыва дептер. Антология. Сост. С.К. Шойгу. Том 3.- Кызыл, 2014. 607 с.
6. А.Д. Грач. Каменные изваяния западной Тувы (К вопросу о погребальном ритуале тугю). https://kronk.spb.ru/library/grach-ad-1955.htm
7. М.П Грязнов, E.Р. Шнейдер. Древние изваяния Минусинских степей.
8. Л.А. Евтюхова. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии.
Фотография из коллекции Национального музея РТ.