
ПОЯСА
Существенной частью костюма в древнетюркский период служил кожаный пояс, обычно богато украшенный нашивными бронзовыми, серебряными и даже золотыми бляхами и пряжками. Отделка деталей обычно зависит от степени отделки самой скульптуры. Бывают пояса гладкие, украшенные наборными бляхами и пояса в виде простой черты вокруг талии. От многих поясов спускаются вниз по 3 или по 5 ремешков, также зачастую украшенных бляхами и наремненными наконечниками, а также фигурные бляшки на висящих ремешках. Некоторые пояса имеют посредине пряжки-застёжки. У многих поясов, кроме того, с правого бока бывает подвешен мешочек округлой формы, а с левого бока — сабля.
Изображенные поясные бляхи преимущественно четырёхугольные — гладкие, или с узкими прорезями в нижней части; кроме того, встречаются полукруглые,— со срезанной нижней частью и узкой прорезью внизу, круглые — в виде колечек, квадратные — с сердцевидной прорезью и, наконец, бляхи в виде лунниц (рис 1).
САБЛИ
У многих каменных изваяний на левом боку изображены подвешенные к поясу изогнутые или почти прямые сабли. Изображённые у изваяний сабли все находились в ножнах. На это указывают имеющиеся всюду или полукруглые выступы, или кольца, или четырёхугольные петли, в которые вдевались ремни, прикреплённые к поясам.
Все каменные изваяния отличаются некоторой схематичностью в трактовке человеческих черт. Технические приемы ваяния и применяемые инструменты в целом, вероятно, были одинаковыми у мастеров Алтая, Тувы, Монголии и Семиречья, так как каменные изваяния — памятники единого круга средневековых кочевников. Культовый характер памятников канонизировал не только иконографические черты древнетюркских изваяний, но и определил консервативность основных технических приемов. Это достаточно хорошо видно, если сравнить каменные изваяния из различных, иногда отдаленных друг от друга регионов Центральной и Средней Азии.
Работа мастера над изваянием проходила несколько основных стадий. Грубая первоначальная обработка каменного блока включала контурное выявление основных объемов — головы, плеч, рук, талии фигуры. Затем делался острием ножа эскизный набросок или рисунок кистью лица, украшений, деталей костюма, сосуда и оружия. Специальными ударными инструментами типа долота углублялся «фон» вокруг намеченных деталей. Окончательная отделка включала шлифовку отдельных фигур, а в некоторых случаях, возможно, и раскраску деталей в различные цвета.
Предметы, изображённые на изваяниях (сосуды, пояса, сабли и пр.) сделаны в большинстве своём очень тщательно, с точным соблюдением пропорций изображаемого.
В каждом отдельном случае изображён мужчина с усами и бородой, или только с усами, или без того и другого. Усы все индивидуальны, разной длины и формы, бороды также различны, начиная от широких, окладистых и, кончая маленьким треугольником под нижней губой. У большинства изваяний ясно видна выраженная скульпторами монголоидность черт лица.
Следует отметить также наличие каменных изваяний, изображающих женщин. Есть описание изваяния А.В. Адриановым, которое было найдено им в местности Чер-Чарык. Оно изображает женщину, держащую сосуд (рис 2). У изваяния сзади не выделаны руки и голова, но некоторые детали выполнены детали, такие как губы, ушная раковина со всеми ее изгибами, выпуклостями и ямками, пальцы, держащие сосуд изображены естественно и отчетливо. Лицу придано мягкое, улыбающееся выражение, а всей фигуре женственность. Лицо имеет яйцевидную форму, с выдавшимися скулами и заостренным подбородком. Выемка на нижней части шеи, отмечающая положение ключиц, сделана натурально и очень изящно. Груди высечены в виде правильных выпуклостей, на средней части которых сидят соски.
Литература и иллюстрации:
Л.А. Евтюхова. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии.
Урянхай. Тыва дептер. Антология. Сост. С.К. Шойгу. Том 3.- Кызыл, 2014. 607 с.