Изучение древнетюркских каменных изваяний одно из важных звеньев работы над вопросами древней этногеографии Центральной Азии и сопредельных территорий.
Тува является одной из основных областей распространения древнетюркских каменных фигур VII-IX вв. н.э. (значительное количество каменных изваяний затрагиваемого круга известно также на территориях Монголии, Алтая, Средней Азии и некоторое число в Хакасии).
Особое место занимают каменные изваяния, относящиеся к тюркскому времени, т.е. к VII-IX вв. н.э. Они резко отличны от изваяний всех других эпох и представляют собой вытесанные из камня человеческие фигуры различной степени отделки, начиная с отёсанных плит, напоминающих фигуру человека, и кончая прекрасно выделанной круглой скульптурой. Изваяния в основном изображают мужчин в головных уборах или с причёской, иногда с серьгами в ушах. К поясам, украшенным наборными бляхами самых разнообразных форм, бывают подвешены мечи или сабли, ножи, мешочки, кинжалы и пр. В руках изваяний в большинстве случаев изображён какой-нибудь сосуд.
В Туве принято называть каменное изваяние көжээ. Слово көжээ употребляется как самостоятельно, так и в составе сложных наименований, подобных кижи-көжээ – каменное изваяние (кижи — человек). По мнению Б.И. Татаринцева, в представлениях тувинцев көжээ – это памятник, который занимает заметное место. Подобные изваяния связаны с культом и изображали умерших или погибших воинов, что убедительно доказано рядом научных исследований. В свое время Л.В. Гребнев пришел к заключению, что формирование тувинского героического эпоса относится, в частности, к периоду создания каменных изваяний. Например, в героическом сказании «Баян-Тоолай» герой убивает своего противника и ставит ему каменный памятник.
ЧИНГИЗ-ХАН
Один из выдающихся памятников — «Чингиз-хан» — был открыт в 1881 г. А.В. Адриановым, производившим в то время первые археологические раскопки на территории Тувы. Изготовлена статуя из красивого, серого с розоватыми прожилками гранита. Порода камня, по-видимому, подобрана с целью условной имитации цвета человеческого тела. Такой сорт гранита не был встречен нигде поблизости. Это даёт основания полагать, что камень для изготовления изваяния был транспортирован издалека. Обеими руками изображённый мужчина держит сосуд с округлым туловом, прямым горлом и прямо спрофилированной донной частью (высота сосуда 0.3 м). Руки, так же как и торс, демонстрируют в изображаемом объекте человека тяжёлого телосложения, обладающего большой мускульной силой. Мускульная сила рук показана скупыми, но выразительными художественными средствами. На пальцах рук чётко выделены ногти. Плечи изваяния немного покаты. В смысле антропологической характеристики это типичный монголоид. Мужчина изображён широкоскулым, со слегка раскосыми глазами и уплощенной профилировкой лица.
Изваяние снабжено богатым поясным набором. Размеры изваяния: общая высота (от дневной поверхности) 1.25 м, высота лица 0.44 м, ширина плеч 0.66 м. Надо подчеркнуть, что фигура находится вдали от каких-либо значительных скоплений могильных комплексов и таким образом не увязывается непосредственно с какими-либо могильниками; вторым важным моментом является положение сосуда — изваяние держит его в обеих руках.
Как в Туве, так и на Алтае и в Монголии, в большинстве случаев каменные изваяния врыты в землю у восточной стенки четырёхугольных оградок, сооруженных из поставленных на ребро длинных каменных плит. Размеры оградок обычно колеблются от 1,5 до 3 м. Лицом изваяния, как правило, обращены на восток. Часто от изваяния тянется к востоку вереница камней, врытых одним концом в землю. Число этих камней бывает самое различное — от двух-трёх до нескольких десятков. Все они обозначают стоящую фигуру человека. Аналогичные изваяния встречаются также и около погребальных сооружений знатных орхоно-енисейских тюрок. Однако в этих комплексах они не единственные. Там постоянны изваяния сидящих фигур, выполненных в виде круглой скульптуры.
Список использованной литературы:
1. М.Б. Кенин-Лопсан. Традиционная культура тувинцев. – Тувинское книжное издательство, Кызыл, 2006. — 230 с.
2. Г.В.Кубарев. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). – Издательство института археологии и этнографии, Новосибирск, 2005. – 400 с.
3. В.Д.Кубарев. Древнетюркские изваяния Алтая. – Наука, Новосибирск, 1984.
4. История Тувы. Том 1. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. С.И.Вайнштейна, М.Х.Маннай-оола. – Кызыл,2014. С. 104-167.
5. Урянхай. Тыва дептер. Антология. Сост. С.К. Шойгу. Том 3.- Кызыл, 2014. 607 с.
6. А.Д. Грач. Каменные изваяния западной Тувы (К вопросу о погребальном ритуале тугю). https://kronk.spb.ru/library/grach-ad-1955.htm
7. М.П Грязнов, E.Р. Шнейдер. Древние изваяния Минусинских степей. https://kronk.spb.ru/library/gryaznov-shneider-1929.htm
8. Л.А. Евтюхова. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. https://kronk.spb.ru/library/evtuhova-la-1952.htm
Иллюстрация — С.И. Вайнштейн. Загадочная Тува. — Москва, 2009