Игил – двухструнный смычковой инструмент. Имеет овальный корпус, переходящий в длинную шейку, которая заканчивается резной головкой в виде головы лошади, две струны из конского волоса, кожаную деку с резонаторным отверстием. Игил в большинстве случаев изготавливается самими исполнителями по традиционной технологии. Он вырезался преимущественно из лиственницы, поскольку она дает более мягкий тембр по сравнению с другими породами древесины. Реже использовали ель, сосну или кедр.
Для изготовления особо звучного инструмента, а также для ускорения процесса изготовления раньше брали древесину дерева, в которое ударила молния. Такая древесина отличается устойчивостью физико-механических свойств.
Дека (арны) в подавляющем большинстве случаев изготавливается из кожи мелкого рогатого скота, в основном из козлиной (серге кежи). Но в особых случаях, когда хотят, чтобы инструмент был звучным, берут кожу, снятую с морды лошади. Считается, что от этого звук становится сильным и приятным. У охотников и оленеводов Тоджинского района встречаются деки, изготовленные и из косульей или оленьей кожи.
Струны (хылдар) для игила делают из волоса конского хвоста. Поскольку длина хвоста у лошадей в среднем не превышает 80-90 см, то общая длина инструмента, видимо, диктуется длиной волоса конского хвоста. Существует поверье, по которому волос для струн берут от хвоста самого быстроногого скакуна-жеребца и будто бы именно такой волос имеет особую звучность, о чем поется в народной песне:
Эткир ыяш хыртыңындан
Эптеп алган игилимни
Эмдик аскыр кудуруундан
Хылдап алган игилимни.
Из горбыля звонкого дерева
Сделан мой игил.
Из хвоста необъезженного жеребца
Сделаны его струны.
Древо смычка (ча, чажак) делается из тальника в форме лука, конский волос свободно отвисает пучком, его натяжение регулируется исполнителем во время игры пальцами правой руки.
Источник:
Сүзүкей В.Ю. Музыкальная культура Тувы в XX столетии – Москва – 2007. 408 с.