Южная Сибирь и Центральная Азия относятся не только к областям древнейшего скотоводства Старого света,
но и являются одним из мировых центров одомашнивания животных, где поныне еще иногда встречаются лошадь Пржевальского, дикие двугорбые верблюды и олени — ближайшие сородичи разводимых здесь домашних животных.
Уже пять тысяч лет назад здесь обитали племена, знакомые с пастушеским скотоводством, но эти древние скотоводы не кочевали, а жили оседло в небольших поселениях, сочетая животноводство с земледелием и с охотой. Лишь в начале первого тысячелетия до н.э. в Туве, как и во многих других районах гигантского пояса степей Евразии, появляются неведомые до того племена ранних кочевников. Чем было вызвано возникновение кочевничества — одна из великих загадок истории человеческой культуры, и о ней мы поговорим особо. Кочевничество сохранялось в Туве и в других районах нашей планеты около трех тысячелетий. Кочевники создали новые типы легкого разборного жилища; небьющуюся утварь из кожи, дерева, бересты; специфические орудия труда и многие другие формы материальной культуры, приспособленные к постоянным перекочевкам. Но главное — выработали новые приемы содержания скота, основы своего хозяйства. Животноводство кочевники сочетали с охотой, отчасти с примитивным земледелием и с рыболовством. Разводили овец и коз, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов, а в горных районах и яков.
Какой же вид скота преобладал у тувинских кочевников? По крайней мере на начало 1930-х гг. это хорошо известно благодаря точной переписи, которая была проведена в то время. Тогда на одно хозяйство приходилось в среднем 50 овец и коз, 10 голов крупного рогатого скота и 6 лошадей, т.е. преимущество было за мелким рогатым скотом. Но возникает вопрос: а как же свидетельство Радлова, что у тувинцев основное богатство — крупный рогатый скот, а «стада овец и коз у них меньше»? Не было ли это ошибкой ученого? Нет, конечно. Ведь писал он о тувинцах, живших у озера Кара-Холь, и по ним только мог судить. Видовой состав стаду кочевников во многом зависел от характера пастбищ, а в районе Кара-Холя с его травянистыми долинами условия были лучше для содержания крупного рогатого скота, чем овец и коз. Разумеется, крупный рогатый скот имел важное значение не только для жителей Кара-Холя, но там он, судя по сообщению Радлова, в то время преобладал. Такой скот давал не только мясо, молоко, но и очень нужную кожу. При перекочевке имущество вьючили обычно на волов, а, впрягая их в волокуши, перевозили различные грузы. Были они основной тягловой силой и в земледелии.
Местный крупный рогатый скот, как, впрочем, и мелкий и лошади, был приспособлен к круглогодичному пастбищному содержанию в очень суровых условиях, ведь тувинцы не знали утепленных скотных дворов. Так, например, даже коровы: были покрыты шерстью, причем у них ею было защищено и вымя. Такие животные были выведены степными кочевниками в результате не столько искусственного, сколько естественного отбора.
Тувинцы Кара-Холя, по словам Радлова, предпочитали ездить верхом на волах, а не на лошадях. Это отмечали и другие путешественники. Например, русский географ Чихачев, побывавший у тувинцев в пограничных с Алтаем районах верховьев реки Алаш в середине прошлого века, с удивлением обнаружил, что некоторые тамошние тувинцы даже на охоту ездили верхом на быках. Его буквально поразила кавалькада всадников, скакавших во весь опор на ревущих быках. Но все это было специфической особенностью лишь здешних тувинцев. В других местах они все же предпочитали для верховой езды лошадь.
Не могу в связи с этим не вспомнить, как, будучи в районе Кара-Холя сто лет спустя после Радлова, я выступил в местном клубе с лекцией о нем и его встречах с тувинцами этих мест. Все слушали с большим интересом, но, когда я прочитал тот отрывок из дневника Радлова, где говорится, что местные жители предпочитают ездить верхом на волах, неожиданно раздался громкий смех. Во время беседы после лекции я услышал решительные возражения на этот счет. Позднее я встретился с несколькими пожилыми тувинцами — все они решительно отрицали это свидетельство ученого. И только, разыскав почти столетнюю старушку, я узнал от нее, что в годы ее детства здесь действительно было очень мало лошадей и почти все ездили верхом на волах. Она даже вспомнила, что тогда устраивали в праздники скачки-состязания всадников на волах. Но потом лошадей в хозяйствах стало больше, и постепенно взрослые, особенно те, кто был побогаче, начали передвигаться верхом лишь на лошадях. На волах в Туве ездили только подростки, в особенности во время пастьбы, иногда даже вдвоем на одном животном.
В дореволюционной Туве было очень заметное неравенство в собственности на скот. Наряду с богачами, у которых были многие сотни и даже тысячи голов, существовали неимущие хозяйства, в которых насчитывалось всего несколько овец и коз. Впрочем, были и вовсе бесскотные семьи. Казалось бы, такие хозяйства не только не могли кочевать из-за отсутствия волов для перевозки жилья и имущества, но и вообще погибнуть от голода. Но обычно этого не случалось. Бедняки жили, как правило, в аалах своих богатых сородичей, работая на них и получая за это вспомоществование, в том числе и возможность вести перекочевки на волах богача. Нередко богатые скотоводы раздавали свой скот на выпас беднякам, которые получали право его доения, но должны были полностью сохранить поголовье и приплод, что было нелегко в условиях экстенсивного содержания скота. В начале XX в. один из наблюдателей тувинского быта писал, что у тувинцев бедности много везде, хотя на первый взгляд это можно не увидеть. Не видно потому, что зажиточные люди отдают свой скот в пастьбу и в надой бедняку, кому — 1 —2 лошади да 20—30 овечек и коз, кому — корову и т.д. За уход человек пользуется молоком животных, немного шерстью, а приплод весь остается собственнику.
Из книги С.И. Вайнштейна «Загадочная Тува», Москва, 2009 г. с. 183-189.