Профессия музыканта многогранна – от блестящих выступлений на сцене до скромного, упорного, кропотливого труда по подготовке других музыкантов. Именно второй путь избрала для себя
Вохромеева Людмила Степановна родилась 7 июня 1949 года в г. Кызыле. Мать — домохозяйка, отец работал один и обеспечивал большую семью, в которой было пятеро детей. Старший брат Юрий учился в сельхозтехникуме и, посещая кружок, обучился игре на духовом инструменте, играл в оркестре техникума. Именно он отвел свою младшую сестру в музыкальную школу, в класс аккордеона. Людмила Степановна вспоминает: «Почему аккордеон? Подружка выносила свой инструмент на улицу. Он был такой красивый, блестящий, его хотелось трогать, играть на нем разные мелодии». Несмотря на скромное материальное положение семьи, был все таки куплен аккордеон и одаренная музыкальная девочка могла учиться музыке.
В 1965-ом году Людмила Резявкина (Вохромеева) окончила Кызылскую ДМШ по классу аккордеона. Ее педагог Б. А. Малышев вел музыкальную грамоту, сольфеджио и хор и сумел привить любовь к этим предметам. Учиться у него было интересно и легко. Именно он дал рекомендацию способной выпускнице для поступления в Кызылское музыкальное училище на теоретическое отделение. Сказалось и влияние двоюродной сестры Зинаиды Казанцевой, которая уже училась в училище на этом отделении.
И несмотря на то, что на аккордеоне Людмила училась успешно, в 1965 г. поступила в училище на теоретико-композиторское отделение. Группа была небольшой, не все имели музыкальную подготовку в объеме музыкальной школы и к концу обучения осталось двое: Людмила и Нина Галич.
Почти все специальные предметы вёл В.Л. Сапельцев. Классным руководителем всего курса была Т.С. Морозова, она же преподаватель по общему фортепиано. Очень нравились предметы: элементарная теория музыки, гармония, сольфеджио, фортепиано, иностранный язык, педагогическая практика. Всё, что надо было решить, построить, сыграть, спеть, давалось Людмиле легче. Трудно было учиться по литературе и зарубежной музыкальной литературе, особенно на 1-ом и 2-ом курсах. Периодически, когда позволяло расписание, начиная с 15 лет, подрабатывала музыкальным работником в детских садах. Очень хотелось как можно быстрее начать помогать родителям.
Учеба в училище была напряженной: занятия начинались в 8 ч. утра, но кабинеты с 6-7 ч. утра были уже все заняты. Студенты очень ответственно относились к учебе, у Людмилы был дома инструмент, но иногда она тоже ходила заниматься в училище. Оно было открыто и в выходные, и в праздничные дни. Студенты занимали очередь и ждали, пока освободится кабинет, чтобы позаниматься.
Родители были очень гостеприимными людьми. Однокурсники часто бывали у них дома, мама поила всех чаем и угощала вкусными булочками. Об этом часто вспоминала Т.Ч. Даваа. Писали с однокурсниками диктанты, пели двухголосие. Иногда, готовясь к экзамену, все оставались у них на ночь.
Со второго курса началась практика. Кроме музыкально-теоретических предметов, в музыкальной школе при училище Людмиле доверили обучать игре на аккордеоне ученицу. Ей, робкой и стеснительной девушке, это общение пошло на пользу.
Вести занятия по музыкально — теоретическим предметам во время практики очень нравилось. На 4-ом курсе доверили группу подготовительного отделения, Людмила Степановна вела у них музыкальную грамоту и сольфеджио. Эти занятия часто посещал директор училища А.А. Панов. По результатам практики было принято решение оставить ее для работы в училище после его окончания в 1969г. В 1983г. заочно окончила Кызылский государственный педагогический институт по специальности «Русский язык и литература».
Людмила Степановна считает, что очень большую роль в ее музыкальном образовании сыграл все-таки отец. Не имея большого достатка, в первую очередь покупал хорошие музыкальные инструменты, чтобы дочь могла нормально заниматься. Когда училась заочно в институте, имела уже двоих детей, и без помощи матери бы не справилась с учёбой.
В училище искусств (колледже) Людмила Степановна Вохромеева проработала с 1969 по 2012 гг.43 года своей жизни она посвятила педагогической работе — сразу по окончании училища начала вести занятия на всех музыкальных отделениях, кроме теоретиков: сольфеджио, основы гармонии, элементарную теорию музыки. В работе всегда отличали скромность, тактичность, добросовестность, кропотливость, умение добиваться цели в поставленных педагогических задачах.
Перед преподавателем музыкального училища стоят особые задачи. Туда приходят те, кто хочет посвятить себя музыке. И здесь залог успехов учеников — их интерес к занятиям. Этот интерес нужно поддерживать всегда. Важно увлечь ученика, научить его дорожить музыкой, научить любить сам процесс работы. Людмила Степановна считает, что ей посчастливилось учить музыкальным азам талантливых студентов разных специализаций. Сегодня многие из них заслуженные работники и она гордится ими, рада, что внесла свою лепту в их обучение. Работать многие годы с такими студентами было интересно и легко. Бывало, в конце занятия говорила: «Как же я вас люблю!» Она не могла не сказать этого. В журнале стояли только 5 и 4 при 100% посещаемости. Такие занятия проходили с полной отдачей и педагога и студентов. «А вот кабинет с каждым годом всё чаще открывала я сама. Никто, как в годы нашей учёбы, не спешил сутра пораньше позаниматься» — сетует Людмила Степановна.
Ее ученики работают сегодня в известных музыкальных коллективах, детских музыкальных и общеобразовательных школах, детских садах по всей республике, а также в колледже. Чтобы не пропустить кого-то и не обидеть, она говорит кратко:
Давным-давно всё это было.
Теперь вы — мастера искусств!
Ни одного из вас я не забыла,
Сегодня вами я горжусь!
«Я всех учила заниматься понемногу каждый день. Я предлагала в любое время в течение недели обращаться ко мне с вопросами. Для слабых учеников проводила дополнительные занятия вечером, в выходные дни, а иногда, угощая пирогами, у себя дома. Чем слабее был студент, тем терпеливей и осторожней работала с ним, стараясь не унизить, не обидеть. Если вставал вопрос об исключении, старалась спокойно побеседовать, советовала выбрать профессию по силам, убеждала, что любой труд уважаем. Приходилось быть психологом, внушать и убеждать, что всё получится. А ведь в сольфеджио это непросто. Не всё зависит от труда, многое — от способностей» — вспоминает Людмила Степановна.
Как важно, чтобы ученик всецело доверял учителю. Ученик должен увидеть заинтересованность учителя в его успехах. Настоящий педагог интересуется проблемами учеников, их жизнью. Бывало, студенты обращались ко ней за помощью: кому на проезд, кому в буфет, однажды даже на аренду квартиры. Родные, шутя, называли ее «Мать Тереза». Людмила Степановна и учеников своих учила милосердию и состраданию. Когда была классным руководителем, со студентами оказали большую помощь ветерану Великой Отечественной войны: выбелили ему квартиру, всё перемыли, постирали, выгладили и повесили шторы. В наши дни это делают социальные работники, помогают волонтеры, продолжатели тимуровского движения. Кстати, в детстве она тоже была «тимуровкой». Об этом даже писали в газете. Заметка так и называлась: «Тимуровка».
Людмила Степановна всегда остро и тонко чувствовала людей, которым была необходима помощь внимательного учителя, доброжелательная поддержка старшего товарища. Это относилось и к студентам, и к коллегам. Как хорошо она помнит бывших студентов, как тепло и заботливо спрашивает об их судьбах, как интересуется творчеством, здоровьем, всей жизнью своих коллег! И, когда получает сообщение от бывшей ученицы: «Вы — мой самый лучший друг», — думает, что не зря работала. Самой высокой наградой для себя считает слова своего бывшего студента: «Она любого научит».
В канун 50-тилетия, в 1998г. Людмилу Степановну наградили почётным знаком «За достижения в культуре». В 2012г. она оставила работу, но не оставила творчество и пытается записывать свои мысли в стихах. Во время работы на это не хватало времени. Для внука она сочинила сказку «Путешествие в Музыку».
Одно из ее стихотворений, «Храм искусств», посвящено колледжу.
«Храм искусств»
Храм любви, добра и счастья — храм искусств!
Песнь хвалебную послушай ты из наших уст.
Здесь дети Чыргал-оола прекрасное творят
И отца, любимого, чтят, боготворят.
Конкурсанты, дипломанты,Чыргал-оола дети!
Всех нас здесь растили, в родных стенах этих.
Всем желаем счастья, в искусстве процветания,
Мирового в творчестве колледжу признания.
Слава, слава Чыргал-оолу —
Основателю, отцу!
Слава колледжу родному,
Каждому его творцу!
Написано по воспоминаниям Л.С. Вохромеевой «Моя музыкальная жизнь».