Беременные женщины работали в домашнем хозяйстве до наступления родовых схваток. Ели ту же пищу, что и остальные члены семьи. Роды совершались в чуме. Роженице помогали пожилые женщины. Специальных повитух не было. В чуме присутствовали только близкие родственники — женщины.
Ребенка мыли в соленой воде, обматывали мягкими шкурами и обвязывали.
Кормить грудью начинали обычно на третий день. Со дня рождения ребенку давали сосать кусочек сырого курдючного сала барана или оленя. Если сала не было, то давали сосать кусочек вареного мяса.
Люльку (кавай) делал отец (у оленеводов — из бересты, у скотоводов — из дерева). Днем ее подвешивали к жердям чума, а на ночь мать ставила люльку рядом с собой и кормила ночью ребенка. В бедных семьях матери нередко приходилось уходить, оставляя ребенка одного, крепко привязанным к люльке.
У оленеводов подстилка в люльке ребенка состояла из перепревших прошлогодних сухих игл (хүзүрүм) кедра и лиственницы и древесных гнилушек. Имя ребенку давали по просьбе отца соседи по аалу или кто-нибудь из гостей, находившихся в чуме после рождения ребенка. Но иногда ребенок получал имя только на третий год жизни.
Детей никогда не били, шлепки как наказание за непослушание применяли редко. Родители, уходя надолго из жилища, привязывали малолетнего ребенка к шестам остова чума, чтобы ребенок не упал в очаг. Если женщине приходилось идти с маленьким ребенком, то она несла его за спиной.
Дети приобщались к труду, помогая в основном матери в ведении домашнего хозяйства и участвуя в сборе сараны. В свободное время они собирались в чуме или поблизости от него и играли. Девочки, достигшие шести-семи лет, вместе с матерью готовили пищу, принимали участие в шитье одежды, ухаживали за младшими сестрами и братьями. Мальчика семи, восьмилетнего возраста отец начинал обучать стрельбе из ружья, а в девять-десять лет уже брал на охоту, рассказывал ему о приемах охоты, повадках зверей, обучал ориентировке на местности и т.п. Постепенно подросток в той или иной мере овладевал практическими знаниями, необходимыми производственными навыками, выработанными поколениями его предков. Вместе с тем в сознание с первых лет жизни проникали искаженные представления о мире, суеверия — результат воздействия на ребенка религиозной идеологии.
К родителям дети относились с большим уважением. Когда старики родители уже не могли собственными силами добывать средства существования, они обычно вновь поселялись с кем-либо из своих взрослых детей.
Источники:
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. Москва, 1961. С 142-143.
Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. Москва, 2009. С. 81.
Каталог коллекции «Чум – традиционное жилище тувинцев-тоджинцев» из фондов Национального музея Республики Тыва.