Профессия музыканта может проявляться по-разному: кто-то выбирает себе путь педагога, исполнителя или становится участником различных творческих коллективов. Ясно одно – эта профессия многогранна, она требует постоянного совершенствования, работы над собой. Занимаясь музыкальным образованием подрастающего поколения, педагог-музыкант вносит свой вклад в общее дело развития культуры.
Магеро Ирина Михайловна — родилась в 1969 г. в городе Чадане Тувинской АССР. Когда Ирина была совсем маленькой, семья переехала в поселок Сукпак. Несмотря на то, что в семье не было музыкантов, именно мама, Молотилкина Нина Михайловна, которая с 1980-го года начала работать в Сукпакской детской школе искусств, повлияла на решение Ирины пойти учиться в музыкальную школу. Хотелось бы отметить, что Нина Михайловна, не имея музыкального образования, до самой пенсии преданно трудилась в этом учебном заведении, пройдя путь от технички, делопроизводителя до заведующей по учебной работе.
Обучаться в музыкальной школе Ирина начала по классу фортепиано у известного преподавателя В. Г. Шрейнер, но почти сразу перешла на народный инструмент – баян в класс преподавателя Ю. Соловьева. С приходом педагога Л.А. Кончук, выпускницы известного в Туве музыканта, заслуженного работника культуры РФ и РТ А. П. Оськина, стала учиться игре на аккордеоне. О своей учительнице Ирина вспоминает с особой теплотой, ведь именно она привила большой интерес к любимому инструменту, а ее уроки приносили радость и были очень насыщенными и интересными. Среди школьных достижений было участие в республиканском конкурсе, где ученица получила звание лауреата II степени. Запомнились также уроки сольфеджио у В.П. Сермавкиной – педагога строгого, требовательного, у которой прилежная ученица прекрасно справлялась с трудными заданиями по музыкальному диктанту и сольфеджированию.
Обучаясь в выпускном классе, параллельно стала посещать подготовительный курс в Кызылском училище искусств. Имея за плечами прекрасную музыкальную подготовку, а также рекомендацию для дальнейшего обучения председателя комиссии выпускных экзаменов В. П. Сафронова, преподавателя училища по классу баяна, поступила в учебное заведение в 1984 году.
В тот период здесь работал большой коллектив педагогов-народников, выпускников Новосибирской консерватории, Улан-Удэнского института культуры: В. В. Нагорный, Л. М. Усеня, В. Н. Швецов, А. П. Оськин, А. В. Гусев, А. М. Костенко, В. С. Котенко, В. П. Сафронов, А. К. Саратовкин, Л. П. Шевченко, В. М. Сибирцев, В. А. Освальд, И. Г. Минин.
И. М. Магеро вспоминает: «В училище мне очень нравилось учиться. После общеобразовательной школы, где училась хоть и хорошо, но без особого интереса, я попала туда, где царила атмосфера творчества. Преподаватели были яркие личности, часто участвовали в концертных программах, даже выступали на конкурсах профессионального мастерства в других регионах. Это очень «подстегивало» студентов».
Педагогом по специальности «Аккордеон» стал В. М. Сибирцев, он неоднократно готовил ее для выступления на различных конкурсах, в том числе в г. Красноярске. Уроки дирижирования у В. П. Сафронова, пожалуй, были самыми любимыми, и благодаря этому педагогу Ирина приняла участие в мастер-классе дирижёра А. А. Лубенникова, приезжавшего в училище из Красноярского института искусств. По общему фортепиано занималась у О. В. Рыжовой, она давала сложную и интересную программу, а фортепиано был любимым инструментом наравне с аккордеоном.
Ирина с удовольствием посещала оркестровый класс, играла на балалайке-секунде. Кроме того, пела в хоре под управлением Т. А. Леонтьевой, а затем А. Н. Саратовкиной. С оркестром и хором выступали на крупных праздничных мероприятиях в театре, филармонии г. Кызыла – это была хорошая исполнительская практика для студентов.
Начиная с 3-го курса, под «своё крыло» молодую и перспективную студентку взял преподаватель из Красноярского института искусств И. А. Гербер, к которому впоследствии она и поступила. Ныне И. А. Гербер – профессор, заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой народных инструментов.
Заочное обучение дало возможность работать по специальности — сначала по распределению первый учебный год в Сарыг-Сепе, затем в Сукпаке, а чуть позже и в родном училище искусств. Так начался трудовой путь И. М. Магеро, длящийся уже 30 лет.
Начинающему преподавателю помогали бывшие учителя, ставшие незаменимыми наставниками – И. П. Шевченко, В. П. Сафронов, А. П. Оськин. Запомнились первые ученики: Лидия Жуковская, Ульяна Емельянова – это был первый опыт преподавания, нередко приходилось учиться вместе с ними.
В дальнейшей работе круг преподаваемых И. М. Магеро предметов в училище расширился, так как многие старшие коллеги уехали из республики, появились новые обязанности, в том числе руководство отделением народных инструментов. Параллельно работала в других учебных заведениях: в республиканской школе искусств им. Р. Д. Кенденбиля и в детской школе искусств им. Нади Рушевой. Ееученики неоднократно участвовали в конкурсах профессионального мастерства республиканского и межрегионального уровней, многие ребята продолжили дальнейшее обучение в средних и высших учебных заведениях.
По сей день Ирина Михайловна осталась преданной своему любимому еще со времен студенчества оркестру русских народных инструментов Кызылского колледжа искусств, где является его полноправным участником. Любовь к коллективному музицированию также проявилась в стремлении участвовать в разных инструментальных и вокальных ансамблях: в течение 15-ти лет Ирина Михайловна пела в фольклорном ансамбле «Церявьё», а также регулярно играла со своими учениками в отчетных концертах на разных площадках.
Активная педагогическая деятельность отнюдь не единственная в жизни Ирины Магеро. Она регулярно становится участницей больших творческих проектов, которые вышли за стены родного колледжа искусств, приобрели республиканский статус. Например, благодаря ее организаторским способностям, умению сплотить вокруг себя коллег, в Туве, начиная с 2012 года, появилась добрая традиция ежегодно проводить Всероссийский день баяна и аккордеона в виде праздничного концерта, где принимают участие ведущие музыканты-народники нашей республики вместе со своими учениками.
И. М. Магеро также занимается исследовательской деятельностью. Под её руководством студенты колледжа внесли свой вклад в изучение тувинской музыкальной культуры: Томас Монгуш написал статью о творчестве тувинского баяниста и композитора Владимира Серена, а студентка Людмила Аргунова исследовала деятельность инструментальных коллективов – квинтета баянистов и ансамбля «Кант». Ирина Магеро является первым исследователем творчества педагога училища искусств, подвижника оркестра русских народных инструментов И. Г. Минина. Её статьи о жизни и творчестве музыканта были представлены на научных конференцияхи были использованы в концертном мероприятии «Жизнь, посвященная музыке» к 100-летнему юбилею И. Г. Минина в 2018 году.
Все, кто работает с Ириной Магеро, отмечают ее высокий профессионализм, беззаветную преданность любимому делу, а также бескорыстность, добросовестность, скромность и доброту.