Чум (алажы өг) – основной тип жилища восточных тувинцев, берестяное коническое жилище из жердей. Высота чума немногим больше трех метров, а площадь колеблется от 25 до 30 м². Чум имел конусообразную форму.
Многовековой опыт использования чума доказал приспособленность этого типа жилища к определенным природно-климатическим условиям. С крутой поверхности чума легко скатывается снег. В чуме всегда чистый и прозрачный воздух, а дым висит только у самого отверстия в верхней части чума. Форма конуса способствует оптимальному распределению тепла. После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам поднимается вверх. Также поднимается и тепло. Тепловые потоки, дойдя до дымового отверстия, создают зону повышенного давления, которая как пробка, закрывает доступ в чум холодному воздуху с улицы. А летом её не могут преодолеть комары и гнус.
Остов чума состоял из конически установленных по кругу жердей (алажы), верхние концы которых сходились. В зависимости от размеров жилища число жердей в чуме колебалось от 15 до 30. Три жерди (сербенги) были основными и определяли расположение остальных. Одна из основных жердей имела на верхнем конце развилку, в которую вкладывали концы двух других основных жердей. Нижние концы основных жердей устанавливали как бы в вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в основание чума. По другому способу постройки основные жерди чума связывали в верхней части куском волосяного аркана или кожаным ремнем. Три основные жерди обкладывали по кругу оставшимися жердями. Оленеводы не придерживались строгой ориентировки входа в чум по сторонам света (которая была характерна при установке юрт у тувинцев-скотоводов).
В холодное время года, оленеводы использовали для покрытия чума покрышки (кышкы шывыг), сшитые из кожи лося, марала или оленя сухожильными нитями. Кожаные покрышки использовали около 10 лет. Для изготовления одной покрышки требовалось 5 кож. Для одного чума требовалось 5 кожаных покрышек, которые устанавливались ярусно.
Для двери по краям входного отверстия устанавливали две жерди. На высоте примерно 150-180 см от земли к этим жердям прикрепляли кусок выделанной кожи из целой шкуры лося, к середине которой горизонтально привязывали палку (эжик ыяжы), с помощью нее при выходе и входе в чум приподнимали кожу, служившую дверью.
Кожу для покрышек вымачивали в особой кисломолочной жидкости (сарыг суг) на несколько дней, после чего обрабатывали ее кожемялкой (далгыг) до определенной мягкости.
С мая по октябрь для покрытия чума оленеводы использовали покрышки из бересты (тос шывыг), заготавливаемые летом. В календаре тоджинцев названия 2-х месяцев связаны с заготовкой бересты. Июнь называют бак тосар ай (месяц плохо снимающейся бересты), июль – эки тосар ай (месяц хорошо снимающейся бересты). Для изготовления берестяных покрышек бересту варили и обрабатывали до приобретения ею гибкости и эластичности.
Берестяные покрышки (обычно длиной 4,2-4,7 м и шириной около 1 м) шили женщины. По краям эти покрышки обшивались длинной узкой полоской бересты, сложенной вдвое. На порванные места и на отверстия от сучков нашивали берестяные заплатки. Обычно одну покрышку использовали не более 2-3 лет.
Расположение зон в чуме и домашней утвари было аналогично расположению этих зон в юрте у тувинских скотоводов. Это говорит о сложившемся на протяжении веков наиболее рациональном использовании жилищного пространства при кочевом образе жизни.
Сторона чума напротив входа считалась почетной, здесь сидел хозяин и наиболее почетный гость.
Правая половина жилища считалось женской, здесь хозяйка готовила пищу, здесь же хранилась посуда и продукты питания. На женской половине было спальное место хозяев. Если в семье были грудные дети, то берестяную люльку днем привязывали к жердям правой стороны чума, а на ночь мать ставила люльку рядом с собой (спальным местом).
Левая половина жилища считалась мужской. Здесь лежало имущество, в том числе оружие и рыболовные принадлежности. Большая часть имущества оленеводов хранилась в специальных парных вьючных кожаных сумках (барба, ачымак – больших и средних размеров), удобных при перекочевке.
Источники:
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. Москва, 1961. С 85 – 101.
Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. Москва, 2009. С. 81.
Каталог коллекции «Чум – традиционное жилище тувинцев-тоджинцев» из фондов Национального музея Республики Тыва.
Источник заимствования иллюстраций— ресурсы мировой Сети.