Господствующим способом заключения брака была уплата калыма (халын) семьей жениха семье невесты. Выбирал невесту для своего сына отец. Сделав выбор и посоветовавшись с женой, отец отправлялся в чум родителей невесты. Отец жениха приходил с подарками, состоявшими обычно из огнива, шкурки соболя или нескольких десятков шкурок белок, куска шелковой материи. Зайдя в чум родителей невесты, он держал подарки на вытянутых руках и произносил: «Ищу неугасимый очаг и нескончаемую сарану». Если отец невесты был согласен, он принимал подарки, если нет, то отдавал их обратно, что свидетельствовало об отказе.
С момента принятия подарка сосватанные считались женихом и невестой (душтуктар). Пока невеста не достигала брачного возраста, отец жениха периодически делал подарки отцу невесты. Подарки эти шли в счет калыма. М. Райков приводит факты о том, что жених, поселившись в чуме родителей невесты, живет там со своей невестой как с женой в течение нескольких лет, пока не выплатит весь калым, и лишь после этого перевозит ее к себе. Д о свадьбы (куда) должен был быть полностью уплачен весь калым.
У оленеводов в калым обязательно входили:
1) ружье — «за позвоночник невесты» (ооргазының сөөгү дээш бир боо бээр);
2) бронзовый котел — «за череп невесты» (бажының сөөгү дээш бир паш бээр);
3) ездовой олень — «за ездового оленя, на котором невеста научилась ездить» ( уругнуң мунуп өөренген чарызы дээш бир чары бээр)
4) самка оленя или кобыла — «за молоко, которое высосала невеста из груди матери» (уругнуң ээп өскен авазының сүдү дээш мынды ( азы бе) бээр).
В калым скотоводов должны были входить лошадь, а также различное хозяйственное имущество стоимостью в одну лошадь — топор, пушнина, кусок ткани, табак, чай и др. Непосредственно перед свадьбой родители жениха должны были отдать родителям невесты лошадь, которая носила название суй аъды.
Если отец невесты считал, что калым выплачен, он договаривался с отцом жениха о свадьбе. Родители невесты строили для нее к востоку от своего чума специальный маленький чум (бөөдей). Затем родители невесты выделяли приданое, включавшее у оленеводов, по требованию норм обычного права, ездового оленя с вьюком, в котором содержалась одежда, посуда, иглы, шило и другие принадлежности. У скотоводов в приданое должна была входить корова и одна или несколько овец, а также утварь. Однако выплата приданого также зависела от имущественного положения родителей невесты.
Были случаи, когда приданое состояло лишь из нескольких мелких предметов домашнего обихода. После постройки чума родителями невесты жених ехал в её аал. У скотоводов в день приезда жениха устраивался праздник (куда дою), продолжавшийся два-три дня. Переселившись в чум невесты, жених жил там от 5 до 30 дней, пользуясь всеми правами мужа. Обычно, живя в чуме невесты, жених ходил на охоту, помогал ее родителям. Прожив некоторое время в чуме невесты, жених увозил её в свой аал. С момента отъезда из аала невесты жених и невеста считались мужем и женой.
Источники:
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. Москва, 1961. С 135.
Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. Москва, 2009. С. 94 — 100.