Если у тувинцев случайный встречный, не принимавший участия в промысле, подойдет и скажет ужа охотнику, добывшему зверя, то добыча поступает целиком или значительной частью в собственность этого встречного. Есть ряд правил применения этого обычая, вот некоторые из них.
1. Если охотник убил медведя, но не успел его освежевать, а в это время в тайге подошел другой человек, пусть даже совершенно незнакомый, то ему надо отдать желчь.
2. Если, убив копытное, охотник не успел погрузить тушу на оленя или лошадь (или не взвалил добычу на плечи, будучи пешим), он обязан отдать подошедшему в тайге человеку заднюю часть туши – шкуру и одну ногу.
3. Если охотник не успел положить за пазуху добытого соболя, случайный встречный мог, произнеся ужа, требовать половину добычи.
4. Если охотник убил росомаху, то по обычаю ужа оказавшийся рядом человек получал ее хвост.
Применялся ужа и при ловле рыбы, давая право присутствующему на часть улова.
В определенной мере сходные обычаи были известны и некоторым другим народам Саяно-Алтая. У тубаларов, по свидетельству путешественников, всякий человек, оказавшийся около охотника в момент выстрела и произнесший ужа, имел право взять часть добычи, а если ею был мелкий зверь, то и всю её. Вполне сходный по своей сущности обычай был описан и у тофаларов. Так, если охотнику повезло и он нашел след соболя, долго преследовал его и, уже настигая, вдруг встретил охотника, то последний сразу же присоединялся и добычу делили поровну, хотя усилия здесь явно были неравными.
Вряд ли стоит удивляться кажущейся несправедливости этого обычая. Можно даже полагать, что сложился он именно как протест человека родового общества против казавшегося ему очень несправедливым индивидуального присвоения добычи. Этот обычай был, таким образом, своеобразным выкупом за право на индивидуальную охоту и присвоение добычи, которые в период разложения родового строя все чаще приходили на смену коллективным формам охоты и распределения.
Источник:
Вайнштейн С.И. Загадочная Тува. Москва, 2016. – с. 69 — 71.