«Начал работать в училище еще во время учебы, 3 года был по совместительству сторожем, так что домовые колледжа знают меня хорошо. Колледж – это моя Альма-матер в самом большом смысле. Хочу, чтобы мой дом рос в ширь и ввысь, чтобы в нашей республике было культурных, грамотных и добрых людей»
Гусев Александр Владимирович родился Александр 14 апреля 1954 года в городе Фрунзе, тогда еще столице Киргизской ССР. Отец приехал в послевоенные годы в союзную республику с Алтая и работал водителем, мать имела много профессий и работала в разные годы швеёй, поваром, кассиром.
Способности и любовь к музыке заявили о себе в самом раннем детстве, ведь дед и дядя Александра прекрасно играли на баяне как любители, и обучаться игре на этом музыкальном инструменте он начал в кружке в Доме пионеров, а затем продолжил учебу в музыкальной школе. Его наставником был педагог Николай Чубич, ученик известного баяниста, профессора Киевской консерватории Николая Ризоля, основателя знаменитого квартета, который существует до сегодняшнего дня и носит его имя.
В 60-70 гг. прошлого века баян был чрезвычайно популярен, поэтому поступить в музыкальное училище удавалось не каждому. После неудачной попытки в 1971 году поступить во Фрунзенское музыкальное училище, юный музыкант принял судьбоносное решение – не потерять учебный год и попробовать свои силы в другом месте. И вот, по совету своего старшего однокашника еще по кружку Дома пионеров, Анатолия Саратовкина, семнадцатилетним юношей Александр Гусев поступает на 1 курс отделения народных инструментов по классу баяна в Кызылское училище искусств. Его преподавателем стали Владимир Небылицын, а позже Василий Сафронов.
Отмечу, что немаловажную роль в появлении в Туве баянистов Анатолия Саратовкина, Александра Мартынкина, Александра Гусева сыграл Василий Сибирцев, который хоть и недолго работал во Фрунзе, но повлиял на решение молодых музыкантов приехать в далекую Туву.
После окончания первого курса Александр был призван в Вооруженные силы и служил два года в Забайкалье. В полку ему повезло: командир был большой любитель музыки, и солдаты-музыканты традиционно играли в небольшом оркестре, состоящим из 8-10 человек. Александр в оркестре играл на барабане, а также с сослуживцем-баянистом из Пензы выступал дуэтом во время концерта коллектива в близлежащих селах.
Окончив службу, вновь приехал в Туву и через три года после завершения обучения в сентябре 1977 года устроился работать в родное Кызылское училище искусств на отделение хореографии.
В первые годы работы помимо основной концертмейстерской деятельности Александр Владимирович пробовал себя как преподаватель. На отделении хореографии, которым в то время руководил Огнёв Анатолий Кузьмич, у всех студентов был такой предмет – общий баян, который вел Александр Гусев. Но если концертмейстерская работа была привлекательна и интересна, то преподавание не задалось: по его словам «лучше десять раз сыграть самому, чем один раз краснеть за неумелую игру ученика». С тех пор концертмейстерство стало основным видом деятельности.
В те далекие советские годы художественная самодеятельность была на пике популярности, и почти в каждом трудовом коллективе различных организаций был свой песенный или танцевальный ансамбль, поэтому баянисты-концертмейстеры были необычайно востребованы.
Александр на протяжении многих лет работал в разных коллективах художественной самодеятельности: в ансамбле «Зори Саянские» Кызылского узла связи; в ансамбле «Радость», объединившим танцевальную, вокальную и хоровую группы, которым руководили профессиональные хормейстеры Тамара Даваа, Тамара Леонтьева, а также в Городском ансамбле песни и танца – самом крупном вокально-танцевальном коллективе города Кызыла, в составе которого было до сорока человек.
О высоком уровне самодеятельных ансамблей можно судить по их активной концертной деятельности как в Кызыле и по республике, так и по выступлениям в Новосибирске, Москве и даже Монголии.
Помимо самодеятельности, в родном училище искусств Александр был незаменимым участником профессиональных коллективов, одним из которых был известный в 1980-е годы квинтет баянистов. В составе ансамбля были лучшие музыканты-профессионалы: Александр Оськин, Василий Сафронов, Василий Донгак, Анатолий Костенко и Александр Гусев. Руководил квинтетом Виктор Нагорный, а аранжировкой и инструментовкой произведений занимался Александр Оськин.
Баянисты часто выступали в стенах училища, а также на различных площадках города, а концертные программы строились из произведений великих классиков и знаменитых современников – Генделя, Прокофьева, Свиридова, Шалаева и других.
Долгие годы Александр Гусев играл партию первого баяна в оркестре народных инструментов училища, а позже колледжа искусств под управлением Ивана Минина и Виктора Нагорного. В тот же период возник хореографический ансамбль «Азас» и неизменно концертмейстером долгие годы остается Александр Гусев.
С возникновением в начале 2000-х годов специальности «Сольное народное пение» вновь понадобилась профессиональная поддержка, пожалуй, самого лучшего концертмейстера нашего колледжа Александра Гусева, ведь исполнение русского фольклора студентами и новыми творческими коллективами на базе новой специальности – такими как «Церявьё», «Сайдаяк» – немыслимы без баянного сопровождения.
Его концертмейстерское искусство не раз отмечалось компетентным жюри во время конкурсов различных уровней – например, в г. Новосибирске, во время победы ансамбля «Сайдаяк» во Втором Межрегиональном конкурсе «Песенная артель» в 2016 году.
Помимо училищных фольклорных коллективов, стоит отметить и работу на протяжении 10-ти лет в детской фольклорной группе «Медуница» при клубе «Поиск» на базе центра дополнительного образования г. Кызыла.
На протяжении своей трудовой деятельности Александр Владимирович неоднократно стоял у истоков новых творческих коллективов – квинтета баянистов, ансамблей «Азас», «Церявьё», «Сайдаяк», и совсем недавно благодаря деятельности преподавателей сольного народного пения и концертмейстера Александра Гусева возник новый ансамбль колледжа «Уголок России», в который вошли учащиеся школы и студенты колледжа разных специальностей.
Профессия музыканта сложна и многогранна. Осваивать ее приходится с раннего детства, и в процессе становления кто-то проявляет свой талант как исполнитель, кто-то становится педагогом или композитором, музыкальным критиком или ученым-музыковедом. Несомненно одно – наиболее яркие личности, те, кто оставляют заметный след в культуре, проявляют себя с разных сторон, совмещая несколько ипостасей.
Активная исполнительская и концертмейстерская деятельность отнюдь не единственная в жизни Александра Гусева. Богатый опыт в этой сфере позволил музыканту проявить себя и в качестве композитора. Произведения «Скерцо» на тувинские темы, обработка русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я», «Вальс в старинном стиле» и другие написаны специально для ведущих на сегодняшний день инструментальных коллективов народной музыки колледжа – ансамблей «Кант», «Гармонь и Я», оркестра народных инструментов.
Неутомимая творческая энергия, желание сделать как можно дольше для родного колледжа и тувинской культуры в целом не позволяет останавливаться на достигнутом. Александр Владимирович – постоянный участник различных творческих проектов, будь то методическое оснащение кабинета хореографии в виде подбора музыкального материала для студентов, оцифровка аудио- и видеозаписей концертов прошлых лет, или набора нот в программе Финал и кантаты А.Б. Чыргал-оола «Год 44-й», Хрестоматии для баяна (аккордеона) В.М. Фирсова, сборника обработок для баяна Щербакова многое другое.
Профессия музыканта стала не только судьбой Александра Гусева, но и других членов его большой и дружной семьи, в которой двое детей и шестеро внуков. Супруга – Наталья Вениаминовна – всю свою жизнь посвятила преподаванию фортепиано в ДШИ им. Н. Рушевой, а сейчас исполняет обязанности директора этого учебного заведения. Сын Сергей недолго проучился в музыкальной школе, а дочь Настя тоже связал свою жизнь с музыкой – с детства обладая яркими вокальными данными, пела в фольклорном ансамбле «Октай», окончила Кемеровский институт культуры, далее аспирантуру, а ныне является директором частной музыкальной школы в городе Кемерово.
Все кто работает с Александром Владимировичем, отмечают его бескорыстность, необычайную доброту и скромность, готовность всегда прийти на помощь по первой просьбе.
«Незаменимый человек» — так говорят о нем коллеги. Порой в повседневной суете мы не задумываемся, что нас окружают люди, которые со временем становятся «живой историей», и их обычная ежедневная деятельность будет «вплетена» в летопись развития искусства. 40 лет трудовой деятельности, сотни молодых музыкантов, для которых Башкы Александр Владимирович– пример высокого профессионализма и верности профессии.
Наградной список впечатляет:
Медаль лауреата второго Всесоюзного фестиваля народного творчества – 1987 г.
Почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Тыва» за заслуги в области культуры и многолетнюю добросовестную работу – 2000 г.
Грамота ГБПОУ РТ «Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола» за большой вклад в организации и проведении практического обучения студентов колледжа – 2014г.
Почетная грамота Мэрии г. Кызыла за высокие показатели в труде, добросовестное отношение к своим должностным обязанностям – 2015 г.
Диплом IInternationalcompetition «WeltderMusik» за звание лауреата III степени в номинации Ансамбли – 2015 г.
Грамота ГБПОУ РТ «Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола» за профессиональные успехи в организации и совершенствование образовательного процесса в сфере культуры и искусства – 2015 г.
Диплом Новосибирского музыкального колледжа Второго межрегионального конкурса исполнителей народной музыки «Песенная Артель» за высокий профессионализм – 2016 г.