В наше время ощущается все большая необходимость в теоретическом осмыслении традиционных и современных явлений художественной культуры тувинского народа. Между тем в научной литературе, тувинское искусство освещено крайне слабо. Известное исключение составляет лишь литературоведение, прилагающее немалые усилия для обобщения своеобразного опыта развития тувинской литературы (работы А. Калзана, М. Хадаханэ, Д. Куулара).
Углубленное изучение проблем тувинского искусства может существенно восполнить тот пробел, который связан со всеусиливающимся интересом во всем мире к самобытным культурам народов Востока, поможет развенчать несостоятельность теорий европо- и азиоцентристского толка. В связи с этим настоятельно требуется рассмотрение современных явлений художественной культуры в тесной связи с ее истоками, традициями. Наследие тувинской художественной культуры весьма своеобразно, что обусловлено прежде всего особенностями конкретно-исторических обстоятельств развития тувинского общества. Исторически сложившиеся торговые, хозяйственные, этнические связи тувинцев с народами Центральной Азии, несомненно, оказали влияние и на формирование их культуры. Как известно, ранняя культура далеких исторических предков тувинцев восходит к скифской, древнетюркской культурам . Например, многие элементы орнамента скифского времени и их композиции являются составной частью сложившегося позднее декоративно-прикладного искусства тувинцев. Это нетрудно проследить по украшениям многих изделий из металла, дерева, кожи и войлока.
Некоторую культурную общность можно проследить у тувинцев и с народами Юго-Восточной Азии. В этом, безусловно, сказалось влияние буддизма, проникновение в Туву связанных с ним художественных направлений. .
Тувинская художественная культура в течение многих веков находится в процессе взаимодействия с монгольским искусством. В результате этого в произведения тувинского героического эпоса вкраплено немало элементов из монгольской культуры; выдающийся памятник монгольского эпоса «Гэсэр» получил в Туве свойственное ей народное бытование . Монгольский фольклор и письменность выступали почти единственным источником, питавшим устное народное творчество тувинцев элементами индотибегской культуры.
В тувинской устной версии «Гэсэр» подвергся значительным изменениям в соответствии с законами сказочной традиции тувинцев. В связи с этим необходимо отметить, что так было со всеми заимствованиями из других культур, элементы которых на тувинской почве приобретали специфические черты.
Это обстоятельство дает основание судить, что на стыке различных восточных культур, на органическом скрещении и развитии их элементов и традиций развивался своеобразный художественный феномен — тувинское искусство. И конкретное изучение его наследия, его традиций представляет значительный интерес для искусствоведения, этнографии и ряда других наук. Так, исследование фольклора способствует познанию многих существенных сторон истории и прошлой культуры, тувинского общества. Это обстоятельство усиливается тем, что тувинцы не имели своей письменности и художественной литературы. В фольклоре отразились представления человека о себе, окружающей его природе, о строении вселенной, его нравственные и эстетические взгляды.
Фольклор явился своеобразной летописью жизни народа, в которой подлинные исторические события воспроизводятся, преломляются посредством системы художественных образов. Но, несмотря на переплетение реального и вымышленного, ирреального, тувинский фольклор может служить достоверным источником для исследования художественных, житейски- философских воззрений тувинцев, их взаимоотношений с другими народами. Богата и интересна эстетика фольклора: система его жанров, образов, художественно-изобразительных средств и приемов, стихийный реализм служат питательной почвой для тувинской литературы.
Исследователей может заинтересовать исполнительская традиция фольклора; до сих пор в Туве существуют традиции нескольких сказительских школ , каждая из которых имеет своеобразие в репертуаре, в трактовке сюжетов, манере исполнения. Но, наряду с отличительными чертами, у них существует много общего: чаще всего тувинские народные сказания исполняются нараспев, мелодическим речитативом. Исполнение произведений эпоса и сказок — сложное искусство, требующее высокого мастерства живого слова, дара перевоплощения и музыкальности. Именно поэтому оно приносит слушателям большое эстетическое удовлетворение.
Исполнительская традиция фольклора сыграла свою добрую роль в возникновении театрального искусства. Вообще создание в Туве профессионального театра на основе синтезирования и развития лучших традиций народного творчества — это очень интересный вопрос, и он вполне заслуживает быть предметом специального рассмотрения.
Элементы театрального искусства у тувинцев существовали с давних времен в различных видах народного творчества, бытовых и религиозных обрядах, народных празднествах. Например, в создании первых импровизированных спектаклей 20-х годов несомненна роль навыков импровизации, развитых в устном народном творчестве и музыкальном фольклоре народа. В связи с этим же вопросом можно упомянуть и спортивные состязания тувинцев, которые весьма оригинальны именно своей художественной стороной, требуют от участников не только физической подготовки, но и в немалой мере артистичности.
Взять для примера самую популярную спортивную игру «Хуреш»‒ состязание борцов в силе и ловкости. Каждый борец, в начале схватки и победитель исполняет своеобразную мимико-танцевальную интермедию «девиг». В состязании борцов неизменно принимает участие ведущий (моге салыкчызы), призванный не только следить за борцами, но и развлекать зрителей остроумными комментариями, шутками, импровизациями. Подобные спортивные состязания, можно сказать, спортивные представления, привлекают до сих пор огромное количество зрителей, являясь важной, обычно заключительной частью многих праздников.
Относительно законченный вид имели театрализованные представления во время религиозных ламаистских празднеств. Подобно тому, как в средневековой Европе широко использовалась театрализация «священного писания» для того, чтобы сделать религиозные идеи более наглядными и впечатляющими, в Центральной Азин, в том числе и в Туве, ламаистская церковь устраивала пышные представления — церемонии при хуре (монастырях) в целях пропаганды буддийского религиозного учения.
Судя по рассказам очевидцев, эти мистерии были насыщены танцами, пением, выступлениями комических масок и интермедиями, которые в художественной форме воспроизводили религиозные мифы о сверхъестественных силах, предопределяющих судьбу человека, и бренности земного его существования. Религиозный смысл этих представлений оставался непонятным для большинства собравшихся, так как содержание ламаистских мифов, положенных в основу групповых танцевальных выступлений, было доступно лишь очень немногим. Хотя мистерии были призваны воспитывать массы в духе норм религиозной морали, тем не менее великолепные исполнения тех или иных ролей рядовыми ламами и аратами оставляли в памяти зрителей яркие следы художественного осмысления жизни, свидетельствовали о талантливости народа.
Другую линию развития театральных представлений можно видеть в «камлании шаманов», представляющих, если отвлечься от их религиозного содержания, своеобразный театр одного актера. Недаром каждое камлание собирало много зрителей. Шаман должен был обладать незаурядными актерскими данными и ценным даром перевоплощения, чтобы завоевать доверие у просящего о помощи и у собравшихся.
Безусловно, подобные обряды и прочие народные празднества, игры нельзя целиком отнести к представлениям театрально-зрелищного порядка, но отдельные элементы театральности здесь, несомненно, присутствуют. Они в творчески переработанном виде использовались в выступлениях тувинских самодеятельных и профессиональных актеров. Высокое искусство живого слова, развитые в тувинском быту навыки импровизации, театрализации служили образцом сценического мастерства.
Традиционная песенная и инструментальная культура Тувы дала материал для создания первых музыкальных спектаклей. Наконец, в эпосе, в сказках театр нашел неисчерпаемые, накопленные веками сокровища народной мудрости и фантазии, богатейший кладезь сюжетов и образов, отшлифованных многими поколениями народных сказителей. Народное творчество, его традиции и теперь помогают мастерам искусства Тувы раскрыть те или иные стороны психического склада тувинцев, его интернациональные и национально-самобытные черты.
К далекому прошлому восходят истоки музыкальной культуры тувинцев, всегда занимавшей важное место в их жизни. О богатых музыкальных традициях свидетельствуют разнообразие песенных мелодий, наигрышей, многочисленный музыкальный инструментарий . Наиболее древним жанром народного музыкального творчества является песня. Создаваемые на протяжении многих веков народные песни — это огромная художественная ценность, важная составная часть музыкальной фольклористики, народная основа современной тувинской музыки. Становление тувинского профессионального музыкального искусства есть путь освоения традиций музыкального творчества народа — путь от народной песни к сложным симфоническим произведениям.
Серьезно и глубоко изучив тувинские народные песни и наигрыши, советский композитор А. Н. Аксенов в 40-е годы написал несколько симфонических произведений, тем самым заложив в Туве основы симфонической музыки. Его начинания продолжили тувинские композиторы А. Чыргал-оол и Р. Кенденбиль — основатели национально-самобытного симфонизма. Опираясь на народно-песенное творчество, тувинские композиторы в то же время пользуются современными музыкальными средствами, новыми приемами полифонической разработки, новыми, не характерными для народной мелодии интонациями и таким образом расширяют тематический и образный диапазон профессиональной тувинской музыки.
Очень большой интерес для искусствоведения представляет декоративно-прикладное искусство тувинцев, произведения которого хранятся во многих музеях СССР. Мастерам тувинского декоративно-прикладного искусства присущи чувство формы, материала и цвета, способность обобщать и выявлять в ферме основные, существенные качества изображаемого, придать каждой вещи образность, мотивность.
Тувинское прикладное искусство весьма многожанрово: здесь обработка металлов, дерева, кожи, войлока, пластика малых форм и т. д. Объединяет все эти жанры в единый художественный стиль древнейшая традиция прикладного искусства ‒ декоративность, которая привносит в художественный образ в большей или меньшей степени черты условности, стилизации. Декоративное произведение воспринимается как часть чего-то более общего (одежды, вещи, интерьера и т. д.). Нельзя не поражаться тому, как чутко отвечало искусство народных мастеров многообразным потребностям жизни. Декорировались деревянные, металлические, кожаные, войлочные изделия, вещи, которые чаще всего были на виду — дверцы юрт, коврики, сундуки, стенки низких кроватей, посуда, женские украшения, одежда, курительные принадлежности, оружие, сбруя, предметы религиозного ритуала ит.д. Орнамент наносился росписью, резьбой, чеканкой, гравировкой, инкрустацией, аппликациями, тиснением — в зависимости от материала украшаемых изделий. Народные мастера даже при относительно простой технике находили правильные в своих вариациях декоративные решения, свидетельствующие о композиционном даровании их авторов. Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл, который со временем забывался, утрачивался, и все более возрастала чисто художественно-декоративная нагрузка. Изучение этой традиции древнего искусства Тувы и ее творческое практическое развитие будет весьма полезным для современных пространственных искусств.
Заслуживает внимания современности и пластическое наследие народа. Тувинские мастера испокон веков работают в дереве, металле, камне. Традиции пластики малых форм и монументальной каменной скульптуры древних мастеров интересны своим особым видением мира. Пластическое искусство тувинского народа, как и вообще на Востоке, выражало художественное отношение к миру, которое резко отличалось от западных эстетических представлений. Обращаясь, например, к фигуративным темам, восточный мастер опускал в своей трактовке все случайное, несущественное, портретное, представляя изображаемое как некое обобщение, тип. Отсюда — стилизация, условность, статичность. Все критерии были существенно отличны от канонов искусств Запада, требующих точность, персонализацию изображения, умения художника «сделать живым» то, что он воспроизводит.
Итак, даже беглое перечисление некоторых черт художественного наследия тувинского народа позволяет утверждать, что им накоплен весьма многообразный и своеобразный эстетический опыт. Изучению н творческому освоению принадлежит все объективно ценное и воплощенное в памятниках культуры,— художественный вкус, мастерство, традиции и др. Критерием этой объективной ценности служит прежде всего то, что искусство прошлых эпох правдиво отражало существенные стороны тогдашней действительности. Даже в туманных областях религиозной фантазии первобытного человека и в мифологии древних предков тувинцев виден отблеск реальной жизни.
Недооценивая, не изучая всего этого, нельзя познать основные закономерности развития, богатейший арсенал художественных средств, принципов, приемов и форм, а стало быть, и использовать в той или иной степени духовное наследие народа, содействовать прогрессу современного искусства.
Важнейшей задачей, стоящей перед современными тувинскими художниками, является совершенствование национального художественного языка. Проблемы художественного языка и, в частности, языка национальных искусств, волнуют сегодня деятелей искусства не только Тувы. Очевидно, в решении этих проблем нужно исходить из понимания, что художественный язык — это естественный язык, который развивался на протяжении многих веков. Необходимым условием его существования всегда являлось развитие, которое, в свою очередь, было возможно лишь при сохранении преемственности. И сегодня вопрос изучения и использования национальных традиций в процессе формирования современных национальных форм является одним из наиболее важных. Правда, здесь необходимо учитывать диалектику развития традиций. Со временем что-то устаревает, отпадает, что-то нарождается, закрепляется. Есть традиции, которые сами себя уже изжили и из положительных превратились в отрицательные. Они не подлежат искусственному возрождению.
Но есть традиции, которые в процессе развития приобрели новые черты, обусловленные социалистической действительностью, и это обогащение придает им новое качество, закрепляющее их в новом бытии. Взять хотя бы развитие нового комплекса в современном тувинском орнаменте, вызванного стремлением народных мастеров сблизить традиционные формы декоративно-прикладного искусства с современностью. В традиционные узоры все чаще вводятся новые мотивы — изображения пятиконечной звезды, серпа и молота, кремлевских башен, высотных зданий Москвы, космических ракет и. т. д., переведенные на язык орнаментальных форм. Такие традиции вполне имеют право на существование, являясь мостом, соединяющим прошлое с настоящим, мостом, сохраняющим преемственность развития всего прогрессивного в прошлом с новаторским сегодня.
Бывают и такие традиции, которые произрастают не сразу, нередко на новых ступенях развития искусства. Так, судя по весенней выставке молодых художников Тувы (Кызыл, 1972 г.), вновь возрождается старинная тувинская чеканка (работы студента училища искусств Чооду Мартай-оола), но это уже качественно новое, и по содержанию и по форме, художественное явление по сравнению с чеканкой, бытовавшей в прикладном искусстве прошлого. Таким образом проявляется в искусстве диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость между прошлым и настоящим, между традициями и современностью.
Традиция и современность — не абсолютные противоположности. Как и в любой другой области познания, диалектика и в искусстве составляет сердцевину, сущность процесса. Глубокая внутренняя связь традиций и новаторства — один из объективных законов прогрессивного художественного развития. Недооценка диалектики взаимосвязи этих начал ведет к двум крайностям: либо к признанию только «чистой» традиционности и отрицанию новаторства, иначе говоря, к отрицанию прогресса в искусстве, либо наоборот, к признанию только новаторства и игнорированию традиций, т.е. преемственности, что также ведет к отрицанию развития искусства. История мирового искусства доказала, что и то, и другое бесплодно. Творческий, органический синтез традиций и новаторства — единственно правильное решение проблемы.
При всем огромном значении традиций определяющая роль в этом синтезе безусловно принадлежит новаторству. Это и естественно, ведь современное искусство тувинского народа — это прежде всего детище социализма. Революция и социализм подняли ремесло ранее угнетенного народа на уровень профессионального художественного творчества, создали все возможности для развития искусства передового, по своему духу, идейно-творческим устремлениям,стилевым приемам, новым выразительным возможностям, обогатили его жанровую структуру, открыли колоссальные перспективы перед всеми его видами. Новое в искусстве определяется жизнью, ее проблемами, от осмысления которых художник просто не может уклониться. И вполне понятна увлеченность тувинских деятелей искусства новой, социалистической действительностью, новыми темами, идеями, новыми героями, открытиями в понимании современных конфликтов, человеческих характеров, новыми художественными способами мышления, приемами и средствами изобразительности и выразительности. Только таким путем достигается действительное обновление содержания и формы искусства.
Интерес к этой проблеме среди тувинских ученых и деятелей искусства заметно возрастает. Большую практическую работу ведут сотрудники ТНИИЯЛИ по сбору и изучению фольклора. Знание прошлого своего народа и тщательное теоретическое его осмысление необходимо для продуктивного решения ряда современных практических художественных задач.
Ценные художественные традиции тувинцев являются частью общечеловеческой культуры. Социализм создал самые благоприятные условия для развития прогрессивных национальных художественных традиций, для теснейших культурных контактов между социалистическими нациями и народностями.
В процессе взаимных заимствований, взаимообогащений искусств братских народов расцветает культура каждого из них, складывается единая коммунистическая культура советского народа.
Национальную специфику искусства неправомерно видеть лишь в особенностях самого предмета изображения, не принимая во внимание интернациональных компонентов и национально-своеобразного подхода к изображаемому. Подлинное национальное своеобразие проявляется не только и не столько в своеобразии темы, сюжете, сколько в специфике самого художественного решения, специфике подхода к теме, ее образной трактовке, в особенностях эмоционального содержания произведения, где более всего сказывается влияние национальных традиций. Поэтому нет ничего противоречивого в том, что основой для расширения связей тувинской культуры с культурами других народов является по-настоящему творческое овладение своим национальным, художественным наследием, которое должно внести свою лепту в развитие не только своей, но и общечеловеческой культуры.
Будегечиева, Т. Б. О проблеме изучения художественных традиций тувинского народа / Т. Б. Будегечиева – текст: непосредсвенный // Ученые записки. – Кызыл, 1973. – Вып. XVI.
Справку подготовила главный библиограф
ОНКЛ Куулар Аржаана Болатовна