В жизни скотовода продукты овцеводства имеют огромное значение. В условиях кочевого быта нельзя обойтись без овчины, без овечьей шерсти, являющейся, в частности, сырьем для изготовления войлока.
Обработка шерсти и изготовление войлока у тувинцев в прошлом являлись значительным событием, с которым связывался целый цикл явлений общественной жизни. Объясняется это тем, что изготовление войлока было трудоемким и сложным процессом.
«С начала весны,— писал купец Веселков,— у урянхайцев помимо других занятий начинается общая работа — это приготовление овечьей шерсти для кошем, которую они сначала бьют, а потом катают». Веселков такой коллективный способ изготовления войлока сравнивал с «помочью» сибирских крестьян, поясняя, что «катание кошем падает на долю только бедных урянхайцев». Родственники и члены аальной общины широко применяли взаимопомощь «дук салчыр» при обработке шерсти, поскольку такая трудоемкая работа была непосильной для одной семьи. В. И. Дулов совершенно справедливо пишет, что совместное изготовление войлока — «дук салчыр» «в условиях классового общества носило уже эксплуататорский характер», когда эта работа выполнялась для богача. Обычай коллективного изготовления войлока и обработки шерсти относится к ранним временам, он, несомненн связан с первобытно-общинными отношениями скотоводов. В дальнейшем эти общественные традиции были использованы феодалами в своих интересах.
О начале валяния войлока оповещалось все населенаие аала. Люди собирались в веселом, приподнятом настроении, шутили и смеялись. Никто не должен был опаздывать. Опоздавших тотчас обливали холодной водой, а если вблизи была речка или озеро, то бросали в воду. Случайно проезжавшего или идущего человека также обливали водой. Наши информаторы подчеркивали, что обливали водой или купали всех без различия чина и общественного положения; поэтому люди почтенного возраста, зная этот обычай, сами подходили к месту валяния войлока и подставляли голову. Верили, будто обливание водой делается для того, чтобы удался хороший плотный войлок. По этому поводу говорили: «Из сухой шерсти хорошего войлока не будет».
Опишем кратко процесс изготовления войлока.
Вначале шерсть просушивается, а затем сбивается (дүк кагар). Для этого она раскладывается на приготовленные шкуры, рядом с которыми по кругу садятся мужчины (иногда и женщины), каждый берет в обе руки гладкие таловые палки (савааш), все вместе в такт то левой, то правой рукой бьют по шерсти. Удары, как мы наблюдали, делаются с таким расчетом, чтобы шерсть не закручивалась и не задерживалась на палках, так как сбивалыцики шерсти, ударив, тотчас же движением рук на себя заставляют скользить палки по шерсти.
Готовая к валянию шерсть равномерно, в определенном порядке укладывается на старый войлок, под который подкладывается лошадиная, воловья кожа или холст. Старый войлок иногда сшивается из двух полотен юрточной покрышки. Укладку производит опытный мастер — кидис салыр ус кижи. От правильной укладки зависит качество войлока. После укладки шерсть накрывается куском старого войлока, равным тому, на котором только что уложили шерсть, и свертывается на деревянный валик (озек, буквально «сердце- вина»). К обоим концам валика прикрепляется веревка. Другая веревка (сөөртүр баг) одним концом соединяется с той, которая привязана к деревянным петлям валика, а другим, посредством палки (тудар ыяш), прикрепляется к седлу лошади. Перед началом работы возчику (сөөртүкчү) в чашке преподносят тарак — кислое молоко, которое он маленькими каплями выливает на лошадь, с головы до хвоста. Остатки барака возчик выпивает. Затем на пути лошади, которая тащит шерсть, разжигают артыш (можжевельник).
Для катания войлока выбирают ровное место, без камней и бугорков. После одного-двух часов катания делают остановку, развертывают шерсть с озека, тщательно рассматривают все неровности, расправляют. Если при этом обнаруживаются большие неровности, то мастер с иронией под общий смех объявляет, что среди участников «дук салчыр» имеется беременная женщина.
Шерсть обливают водой, свертывают и продолжают катать. Через некоторое время снова развертывают. Если войлок достиг определенной плотности, то старый войлок убирают, а новый, пусть еще не готовый, служит теперь настилом и на нем делают новую укладку, затем продолжают валяние. Таким образом, появляются все новые и новые полотнища. Готовый войлок (бышкан кидис) сушится.
По случаю окончания валяния войлока хозяин устраивает угощение. Он режет баранов или одного барана, в зависимости от количества участников «помочи» (момбуш). Мясо после варки распределяют следующим образом: задняя часть барана с курдюком, четыре ребра, ноги преподносятся мастеру по укладке войлока ус кижи или тому, который показал, как качать укладку шерсти. Ус кижи делит полученную часть барана по своему усмотрению между другими участниками валяния войлока. Грудину хозяин преподносит возчику, а шейные позвонки отдает тому пастуху, у которого пасся зарезанный баран. При раздаче и получении мяса выражаются благодарность и пожелания. Так, например, при передаче пастуху шейного позвонка говорится: «Пусть войлок будет таким же крепким, как шея барана».
После просушки войлочных полотнищ, по мере готовности войлока, их раскраивают. Как известно, почти повсеместно в Туве из войлока делается покрытие деревянного каркаса юрты: для стены (хана) — несколько полотен, называемых адакы, для верхней части юрты — дээвиир, для закрывания дымового отверстия — өреге, для занавешивания входного отверстия юрты — калбак кидис эжик. Кроме того, для полноценной войлочной юрты изготовлялась хаяапча —узкая простеганная лента (ширина 20—25), которой в холодное время закрывается основание юрты. Летом хаяапча снимают, так как в жаркую погоду обычно закраины войлока на остове юрты приподнимаются .
Края войлока для покрытия юрты обшиваются свитой, из козлиной или ячьей шерсти тесьмой, черной или белой.
Из войлока изготавливаются различные предметы быта: мешки и мешочки для соли (дус хавы, кужур хавы), потники под седло — чонак, подошвы для обуви — улдуң, чулки для зимней обуви (ук) и т. д. Войлок широко использовался также для изготовления предметов шаманистского культа: человеческих фигурок (ээрен), фантастических животных, змей (моос, амырга, чылан), подвесок к шаманскому костюму, обшитых материей или кожей, чехла для шаманского бубна.
Среди тувинских женщин имелись и имеются отличные мастерицы по изготовлению красивых войлочных предметов. Во всех скотоводческих районах Тувы широко бытовал белый войлок; белая юрточная покрышка всегда радует глаз, белые юрточные ковры свидетельствуют об имущественном положении и опрятности хозяев юрты.
Для внутреннего убранства юрты используется лучший войлок. Из него делаются коврики — ширтек. Ширтеки делятся на: орун ширтээ (для кровати); они имеют прямоугольную форму, накладываются друг на друга в количестве до восьми штук, их края обшиты цветной материей , чер ширтээ (для пола), ыргак ширтек или ээр кара —войлочная лента шириной 40—50 см. из черной или белой шерсти, стелется вокруг очага, иногда ее называют шала кыдыыньщ ширтээ. На пол под войлочные ковры иногда настилается старый войлок (эгезин) или подсыпается сухой овечий помет .
Ширтеки для пола бывают различной формы. Три, реже четыре трапециевидных ширтека стелются вокруг очага. Напротив двери, за очагом,— дөр ширтээ (размер 2,25 мХ 1,39 мХ0,98 м); с правой стороны около кровати — орун баарыныӊ ширтээ (1,82 мХ8,81 мХ0,90 м); с левой стороны — чүък баарының ширтээ (2,64 мХ 1,40 мХ0,90 м).
На летниках около озера Тере-Холь в юртах встречаются трапециевидные ширтеки, облицованные тонким зеленого цвета брезентом, а в Нарыне и Бай-Даге (Эрзинский район)— черным сукном. Такая облицовка, как объясняли владельцы ширтеков, вызвана стремлением предохранить поверхность войлока от порчи. Брезент для этой цели стали применять сравнительно недавно, в то время как сукно использовалось и в прошлом.
Традиционные ковры из войлока бытовали в отдаленные времена. Ширтеки, кудусы, олбуки часто упоминаются в тувинских героических сказаниях. Несомненно, эти богато украшенные своеобразным орнаментом войлочные ковры преимущественно принадлежали богатым скотоводам, феодалам и чиновникам. Обычно в сказаниях на девятирядном олбуке. положенном на ширээ (в героическом эпосе — обычно своеобразный трон), сидит хан; иногда на него усаживают почетного гостя. Но все эти красивые изделия из войлока, обладателями которых были феодальная знать, крупные баи-скотоводы, изготовлялись руками представительниц трудового народа, аратками.
Опишем известные нам два способа изготовления войлочного ковра. В первом случае нарезается несколько кусков нового войлока нужной формы и размера, которые накладываются друг на друга в три, четыре и более слоев. В нескольких местах они прихватываются нитками, и специальным горячим металлическим, в виде лодочки, утюжком слегка прожигаются продольные или диагональные линии, затем по центру, в зависимости от намеченного узора, прошивается в виде креста или «X» скрытый шов, и далее таким же скрытым швом наносится геометрический или другой узор на всем полотнище ковра. Иногда узор (наиболее простой) простегивается по памяти без предварительного рисунка.
При другом способе берется старый войлочный ковер и узор наносится по нему.
Для простегивания (сырыыр) войлока, главным образом, ширтеков, пользуются ниткой из белой козлиной, реже верблюжьей шерсти. Мы ни разу не встречали, чтобы по белому войлоку наносился узор цветными нитками. Обычно берется толстая игла и ровным скрытым швом в виде точек наносится стежок. На войлоке выделяется заметный рельеф. Только опытный глаз может различить тот или иной орнамент. Орнамент или узор называют хээ или угулза. Каждый узор и его части имеют свое название.
Самым простым, в то же время самым распространенным узором на войлоке является хана-карак (хана — решетка войлочной юрты, карак — глазок решетки). Хана-карак чаще всего состоит из крестовидных узоров, напоминающих решетку юрты. Кстати сказать, узор хана-карак мы зафиксировали также на вороте одежды — шубы и летнего халата. Здесь он прошивается при помощи швейной машинки белыми нитками по синему, красному и желтому фону.
Узор хана-карак весьма широко используется и для орнаментования бытовых предметов из дерева, металла и камня. Жители Хемчика с давних пор украшают резным узором хана-карак стенки деревянной посуды, боковины деревянных детских люлек, крюки для их подвешивания, металлические таганы. Иногда этот узор несколько усложнен, изображается в виде ромбов, треугольников, заполненных линиями, или без них.
Часто встречается узор бөрт тейлеп сырыыр, напоминающий остроконечный головной убор (бөрт — шапка). Этот пирамидовидный узор встречается в разных вариантах: на некоторых коврах пирамидки простеганы в правильном порядке, а в иных ширтек делится на крупные квадраты, затем квадраты делятся по диагоналям, образуя четыре пирамидки. Разнообразие стежка или узора зависит от величины разделенного квадрата и его заполнения: в одном случае он простегивается косыми линиями, в другом заполнение идет в виде равносторонних уменьшающихся угольников, в третьем — квадрат по диагонали делится на две равные части, образуя две пирамиды.
Близок к описанному узор бөдейлеп сырыыр. Бөдей – это конусообразное крытое войлоком жилье, ранее распростаненное по Хемчику и Алашу. В нем жила преимущественно бедная часть скотоводов, не имеющих средств на приобретение юрточного каркаса.
Узор хирээ бистеп сырыыр. Хирээ ‒ пила, бистер – зубья пилы. Острые вытянутые треугольники напоминают зубья пилы. Этот узор наносится следующим образом : на войлоке делаются вертикальные линии (швы), затем образовавшееся пространство делится на зубцы. Узоры бөдеплеп, бөрт тейлеп и хирээ бистеп используются также для украшения деревянных вещей.
Наиболее сложным узором является дөрбелчиннеп сырыыр. Дөрбелчин – это квадрат. На войлоке простегиваются квадраты, которые затем заполняются спиралевидными квадратами. Такой узор также используется для простегивания нижней части войлочных дверей.
В селении Бора-Тайга на Хемчике мы видели прямоугольный ширтек. Ковер имеет широкое поле — обрамление, простеганное восемью прямыми линиями. Средняя часть простегана полукругами, напоминающими чешую рыбы. Женщины на Хемчике и на Ишкине такой узор сравнивали с половиной монеты — чартык төгерик, половиной луны — чартык ай, рыбьей чешуей — балык казырыы.
Очевидно, появление подобного узора восходит к отдаленным временам. Возможно, балык казырыы — это чешуя дракона, которая часто изображалась на бытовых предметах. Этот узор сходен с чешуйчатым узором на войлочном чепраке из пятого Пазырыкского кургана на Алтае. Правда, чешуя на пазырыкском чепраке орнаментирована цветной аппликацией, но характер чередования чешуйчатого узора и форма обрамления центральной части чепрака дают нам право говорить о древнейшей форме узора на современных войлоках Тувы. В Монгольской Народной Республике также встречаются войлочные ковры с чешуйчатым узором.
К чешуйчатому узору можно отнести весьма распространенный войлочный узор булут «кучевые облака». Если узор «чешуя» и «половина луны» простегивается равномерно и симметрично, то узор булут в виде кучевых облаков наносится со всех четырех сторон, одновременно суживается в центре ковра. Этот узор наносится без предварительного рисунка, «по памяти». Подобный «облачный» узор широко используется при стежке войлочных мешочков для хранения соли. Такие же мешочки нам встречались в селении Бора-Тайга, но узор прошит на швейной машине.
Подвесные войлочные двери к юртам почти всегда украшаются определенным узором. При этом узор нижней части кидис эжика разнообразится, а узор на верхней части, как мы наблюдали, остается постоянным. Чаще всего встречается узор таалайлап сырыыр или таңгайлап сырыыр. Такой узор сравнивается с бороздками твердого нёба во рту животного. В коллекциях Государственного музея этнографии народов СССР имеется казахская подвесная дверь, верхняя часть которой простегана подобным же рисунком .
В 1960 г. в селении Хор-Тайга, в устье реки Алдыы-Ишкин, мы встретили совершенно необычный прямоугольный ширтек, так плотно простеганный, что его свободно можно было поставить на ребро. Края обшиты полосой красного сукна и черной шерстяной тесьмой; внутри нашита вторая красная полоса, без тесьмы. Между этими красными полосами нашиты десять круглых фигур, вырезанных из разноцветной материи. Исполнительница этого ковра, весьма суеверная женщина, избегала с нами беседовать по поводу непонятных нам фигур. Об этом ширтеке мы спрашивали у других лиц, но безуспешно.
Мы предполагаем, что некоторые фигуры на ширтеке изображают ритуальные ламаисткие предметы, например, фигура в виде штанги или «гантели» соответствует берцовой человеческой кости, встречающейся среди ламаистких атрибутов.
Далее С. И. Руденко говорит о широком распространении техники вырезывания аппликаций из кожи и войлока, указывая, что в дальнейшем на металлических предметах-фигурах контуры имитировались насечкой в виде стежка, т. е. таким же швом, что и на фигурах из кожи и войлока. Мы напомним о татарских бронзовых котлах с украшением в виде опоясанного шнурка, состоящего из двух прядей, очевидно, шерсти.
Таким образом, до появления керамики широко бытовали художественные изделия из кожи, войлока, которые в редких случаях сохраняются в древних погребениях. Известный исследователь искусства и орнамента С. В. Иванов, ознакомившись с тувинским войлочным орнаментом, также высказал мнение о древнейшем его происхождении .
Каралькин, П. И. Войлок и войлочные изделия у тувинцев / П. И. Каралькин. – Текст: непосредсственный // Ученые записки / отв. ред. Ю. Л. Аранчын; Тувин-й научно-исллед. ин-т языка, лит-ры и истории. – Кызыл, 1970. – Вып. XIV. – С. 211 – 224.
Справку подготовила главный библиограф
ОНКЛ Куулар Аржаана Болатовна