Родился Монгуш Лопсан-Чимит в 1888 году в местечке Ак-Алаш Бээзи хошуна. В возрасте 5 лет был отправлен учиться в Монголию, основное образование в течение 8 лет он получил в монастыре Гандан. Далее отправился учиться в Тибет в монастырь Лавран, где отучился 10 лет и получил там же звание «кешпи», доктора буддийской философии. Вернулся в Туве 1911 году и начал нести службу в Устуу-Хурээ в Чадане. Дослужился до настоятеля.
В 1927 году руководство Тувинской Народной Республики приняло решение о разработке национальной письменности на латинизированной основе, и уже в начале 1928 года ЦК ТНРП обратился с соответствующим поручением к ученым-ламам, которые сразу же приступили к выполнению этой задачи. Основную роль в создании основы новой письменности сыграл настоятель Устуу-Хурээ Монгуш Лопсан-Чимит.
Летом 1928 года он выполнил свой проект письменности вместе с помощниками. В основу его лёг алфавит немецкого языка. 3 февраля 1929 г. алфавит Монгуш Лопсан-Чимита получил одобрение на заседании Политбюро ЦК ТНРП.
Очень скоро политическая обстановка в Туве изменилась. На VIII съезде Тувинской народно-революционной партии (ТНРП), в ноябре 1929 года официально было заявлено: «Составление письменности ламой считать совершенно недопустимым, как с моральной точки зрения, так и с политической». В 1930 году, признавая оригинальность, глубину и основательность проделанной Лопсан-Чимитом работы, академик С.Е. Маслов пригласил его выступить на Ученом совете Ленинградского университета. Однако, в поездку его не пустили новые руководители республики, приклеившие на него ярлык «феодала».
В результате 28 июня 1930 года декретом правительства ТНР была введена тувинская письменность на основе латинизированного алфавита во главе с советским учёным А.А. Пальмбахом.
Позднее Монгуш Лопсан-Чимит выпустил книгу, но в государственном архиве республики сохранились лишь первая и вторая главы книги Лопсан-Чимита Монгуша (третья и четвёртая отсутствуют). Вторую свою книгу автор назвал «Буква коренного слова тувинского арата». В ней он рассказал об общих свойствах букв, о возникновении письменности в странах Азии, Африки и Европы. «Я не имею специального образования, – писал Лопсан-Чимит, – и должен сказать, что мои знания, конечно, недостаточны для создания усовершенствованной тувинской письменности. Но, в то же время, я считал своим долгом написать эти книги и думаю, что они принесут пользу тысячам аратов, особенно мальчикам и девочкам для получения ими знаний».
В это же время начались репрессии против ламаизма, как и против всех религий в Туве. Из постановления ЦК КПСС было сказано, что «религия затемняет сознание человека, обрекая его на пассивность перед силами природы, сковывает его творческую активность и инициативу».
По словам О.Ю. Иргита 1941 году в сумоне Ак Барун-Хемчикского хошуна МВД ТНР была ликвидирована повстанческая группа, которую возглавлял Монгуш Лопсан-Чимит. Эта группа якобы ставила перед собой задачи поднять восстание на территории Барун-Хемчикского хошуна, убить сумонных и хошунных активистов ТНРП и установить связи с Синьцзяном, где скрывался сбежавший туда один из руководителей Хемчикского восстания 1930 года – Мартаажык. По данному делу было репрессировано восемь человек, из которых трое, в том числе Монгуш Лопсан-Чимит, были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведен в исполнение 1 февраля 1941 года.
Реабилитировали Монгуша Лопсан-Чимита в 1965 году.
80-летие со дня расстрела Монгуша Лопсан-Чимита – еще один повод вспомнить и отдать должное памяти достойного представителя тувинского народа!
1. Даржаа А. Достоин ли памятника Лопсан-Чимит? [источник: https://www.tuva.asia/news/tuva/3767-lopsan-chimit.html]
2. Иргит О.Ю. Политические репрессии в Тувинской Народной Республике в 1921-1944 гг. / Дисс. канд. ист. наук. С. 164.
3. Монгуш Шокар-Чулдум оглу Лопсан-Чимит [источник: https://gosarhivrt.ru/?p=3117].
На фото: (слева направо) Куулар Дондук, Монгуш Лопсан-Чимит, Нацов Сирен, 1928 г. НМ РТ: ОФ, КП №11286/35
Ондар Ч. Г., ученый секретарь НМРТ