Она относится к поколению, которое своим деятельным и добросовестным трудом внесло бесценный вклад в культурное и духовное развитие народа, в воспитание и поддержку молодого поколения в сфере искусства. Она –вдохновенный музыкант и большой маэстро хоровой музыки. Превосходный педагог, человек огромного музыкального дара и энергии.
Саратовкина Алла Николаевна — Хормейстер, преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин высшей категории.
Родилась 8 июня 1952 г. в пос. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского района Тувинской АССР. Музыкальный талант проявился в раннем детстве, когда проводила домашние концерты, распевая репертуар популярных советских песен того времени под аккомпанемент трофейного аккордеонированного баяна, на котором мастерски играл отец. Музыке начала учиться в г. Ак-Довураке, как только там открылась школа. После переезда семьи в Кызыл в 1963 году продолжила обучение по классу аккордеона у С. Л. Бухтуева, затем у Ю.М. Соловьева. Хоровые дисциплины в школе вела Н. И. Лесникова и влияние ее оказалась настолько сильным, что четверо выпускников музыкальной школы, в том числе Алла Чумакова (Саратовкина), в 1969 году дружно пришли поступать в музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение. Первым педагогом по специальности была Э. Ф. Жимуляева, выпускница Казанской консерватории, со второго курса продолжила обучение у Т. А. Леонтьевой. Работала параллельно с учебой в педучилище: преподавала музыку и руководила хором.
Новосибирская консерватория им. М. Глинки покорилась не сразу. В те годы там был огромный конкурс- 10 человек на место, очень строгий и сложный конкурсный отбор, много мест занимали целевые направления и Алла не прошла по конкурсу. На следующий год, после занятий у Н. А. Приданкиной и Г. М. Балаховского, в 1973 г. поступила в консерваторию, успешно сдав все 10 вступительных экзаменов. Огромным везением считает Алла Николаевна то, что ее, выпускницу провинциального училища, выбрала в ученицы профессор Н. А. Хошабова, окончившая Московскую консерваторию в классе известного музыканте, дирижера, Народного артиста СССР К.Б. Птицы.
Педагог строгий, крайне требовательный, жесткий Нэлли Андреевна готовила будущего хормейстера, формировала характер. Профессия дирижёра требует крепкой специальной подготовки, основанной на высокоразвитом музыкальном слухе, богатой эрудиции, знании разных музыкальных эпох, стилей, а также организаторских способностях. Вне этого невозможно осваивать и постигать сложный, многообразный хоровой репертуар – от сложных камерных произведений к оперным хоровым сценам, мессам, кантатам и ораториям. Под ее руководством Алла Николаевна стала дирижером, которому подвластна музыка любой сложности, которого не пугают любые трудности.
В 1977г. блестяще окончила консерваторию и вернулась в родную Туву. По приглашению Т.А. Леонтьевой пришла работать в училище искусств. И с 1977 года работает в училище, подготовив более 100 выпускников. Для Тувы это очень много. Каждый второй дирижер Тувы – ученик Аллы Николаевны. Ее выпускники проявили себя как профессионалы, способствующие развитию традиций отечественной хоровой культуры. В их числе преподаватели музыкальных учебных заведений, хормейстеры, руководители детских хоров и учебных коллективов; многие закончили высшие учебные заведения. В классе по дирижированию также успешно обучаются монгольские студенты.
Не жалея сил и времени, она всю себя отдавала и продолжает отдавать любимой профессии, которой владеет в совершенстве. Для нее музыка – как воздух. Она не знает чувства усталости, когда прикасается к ней. С 1985 по 2013 гг. – заведующая предметно-цикловой комиссией дирижерско — хоровой специализации.
Алла Николаевна активно занимается методической работой – проводит мастер –классы, в т.ч. для иностранных специалистов, была организатором и лектором на курсах повышения квалификации хоровых дирижеров республики в рамках «Хор хормейстеров Тувы». Постоянно оказывает методическую и практическую помощь преподавателям детских школ искусств, дает отрытые уроки. По инициативе Аллы Николаевны более 10 лет проводились Декады дирижерско-хорового отделения, которые давали положительный эффект в освоении студентами их будущей специальности и повышали уровень преподавателей отделения.
На протяжении всей своей трудовой деятельности руководила хоровыми коллективами: в педагогическом училище, хором политехнического института, хорами училища искусств (женским и общим). В 80-х годах, в связи с новыми учебными планами и их свободной трактовкой, общий хор училища искусств приобрел новый статус. На базе дирижерско-хорового отделения был создан новый творческий коллектив – камерный хор. Дирижер и художественный руководитель Алла Саратовкина объединила в нем не только студентов училища музыкальных специализаций, в том числе и монгольских, но и своих коллег-исполнителей, хоровиков. Петь в этом хоре считалось за большую честь. Его участниками были многие знаковые музыканты Тувы: Артем Маланов, Денис Емельянов, Владимир Нефедов; народные хоомейжы Андрей Монгуш, Игорь Кошкендей, Аян Ширыжык, Бады-Доржу Ондар; актеры театра Станислав Ириль, Олег Сат, Сайдаш Монгуш и многие другие. Все они с благодарностью вспоминают эту школу академического хорового пения, которая только помогла расцвету их певческого таланта.
Камерным хором было исполнено огромное количество классической хоровой музыки различных эпох, жанров и направлений. Исполнялась музыка В. Моцарта, Й. Гайдна, С. Рахманинова, П. Чайковского, духовная музыка русских композиторов, Г. Свиридова, А. Чыргал-оола, Р. Кенденбиля, Ч. Комбу-Самдан, тувинские песни в обработке Р. Лесникова. Особенно запомнились зрителям в исполнении хора такие произведения как «Тамдын-Турда», «Ореховая тайга», «Амурские волны», произведения из хорового концерта Г. Свиридова «Пушкинский венок» и другие. Хор не только пел, но и органично вплетал в исполнение крики чаек, плеск волн, вой ветра. Ему был доступен не только классический вальс «Амурские волны» (любимая вещь зрителей из репертуара хора Саратовкиной), но и сложнейшие Моцарт «Реквием; «Серебряный дождь», «Снежные стяги», «Осенняя песня» на музыку О. Хромушина. О выступлениях камерного хора много писали в прессе, восхищаясь его многогранностью и талантом дирижера.
Алла Николаевна проявила большие организаторские усилия для становления и сохранения этого коллектива. Участие хора в правительственных и тематических концертах, в государственной аттестации студентов дирижерско-хорового отделения, записях на радио и телевидении, выступление на Всероссийском фестивале «Музыкальное лето в Туве», где были исполнены оригинальные хоровые произведения молодых композиторов Тувы, выступления с сольной программой — свидетельствуют о высоком художественном уровне коллектива. Большим успехом камерного хора было выступление на Межрегиональном фестивале «Весенние хоровые капеллы» в г. Красноярске в 2006 году, организованном Министерством культуры Российской Федерации и Красноярского края. После успешного выступления в г. Красноярске, хоровой коллектив дважды был приглашен во Францию и Италию для участия в конкурсах-фестивалях «Россия – во Франции, Франция – в России» и «Россия – в Италии, Италия – в России», в рамках культурного сотрудничества стран, где был готов показать самобытное, уникальное, колоритное хоровое искусство Тувы. Но этого не случилось.
С 2002 г. Алла Николаевна является автором и участником просветительских Арт-проектов «Рождественские встречи», который имел большой общественный резонанс; «Поют дети Тувы» — с 2013 года, в рамках Дней славянской культуры и письменности, которые проходят до настоящего времени ежегодно.
Вдохновенный труд Аллы Николаевны Саратовкиной до сих пор способствует развитию хорового искусства в республике. Аллу Николаевну приглашают в качестве руководителя и дирижера больших сводных хоров, участвующих в ответственных массовых мероприятиях: «100-летие единения России и Тувы» — сводный хор мастеров искусств, в честь Дня Победы (в 2015 – 2016 гг.) тысячным сводным хором мужчин в г. Кызыле на площади Арата, что вызвало восхищенные отклики не только в России, но и за рубежом.
Алла Николаевна занимается большой общественной деятельностью – является председателем регионального отделения Всероссийского хорового общества. Принимает участие в качестве эксперта и председателя жюри во всех проводимых в республике и в г. Кызыле хоровых конкурсов и фестивалей, организованных Министерством культуры, Министерством образования и науки республики и других ведомств.
В истории культуры Тувы она занимает особое место, как человек, вложивший жизнь в становление хорового искусства в республике. Около полувека ее талант и профессионализм служат формированию хоровых коллективов на всех уровнях, воспитанию музыкантов. А ее жизнелюбивый темперамент приводит в изумление и заставляет работать с полной отдачей. Под ее руководством состоялись сотни премьер хоровых сочинений, обрели новую жизнь шедевры мировой и отечественной классики. Она неустанно передает свое мастерство молодому поколению студентов-дирижеров, оставаясь при этом ведущим специалистом в своей области.
За концертную и исполнительскую деятельность в результате социологического опроса газеты «Центр Азии» вручен диплом зрительских симпатий «Человек года -96», «Человек года — 98» в номинации «Искусство».
За высокий профессионализм Алле Николаевне Саратовкиной в 1998 году присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Республики Тыва». В 2002 году за большой вклад в развитие отечественной культуры — «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Как человек, внесший весомый вклад в тувинскую культуру, награждена юбилейной медалью к 100-летию Единения Тувы и Росси, 110-летиюсо дня основания Кызыла.