Первый профессиональный композитор Тувы, один из основоположников тувинской композиторской школы, общественный деятель
Чыргал-оол Алексей Боктаевич — директор Кызылского музыкального училища (Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыргал-оола) 1960-1961 гг.
Родился в сумоне Шуй Бай-Тайгинского кожууна в семье простых аратов. Его отец — Кара-Донгак Бокташ был охотником и скотоводом. С раннего детства Чыргал (так его звали в детстве), научился играть на народных музыкальных инструментах и овладел горловым пением. Начальное образование получил в Кызыл-Мажалыкской средней школе. Позже обучался в учебном комбинате Кызыла, затем поступил во вновь открывшийся театр-студию на актерский факультет. Его первыми преподавателями по музыке стали Р. Миронович и А. Аксенов (специалисты, приглашенные из Москвы для оказания помощи в культурном строительстве). В 1944 году, когда началась паспортизация населения, Чыргал получил имя Алексей (под влиянием Алексея Аксенова), а свое имя сделал фамилией.
После окончания музыкально-театрального училища А. Чыргал-оол работал актером в театре, где сыграл около 20 ролей. Был ярким актером, однако тяга к музыке не ослабевала. По предложению своих коллег А. Чыргал-оол решил профессионально учиться музыкальной композиции. В 1951 году поступил в Казанскую консерваторию на композиторский факультет в класс А. С. Лемана. По окончании консерватории в 1957 году его дипломной работой стала симфоническая поэма «Алдан-Маадыр», которая стала первым симфоническим произведением в истории тувинской профессиональной музыки.
Произведения А. Чыргал-оола в разных жанрах вошли в золотой фонд тувинской музыкальной культуры, его музыка стала классикой, эталоном для других поколений композиторов.
А. Чыргал-оол внес огромный вклад в дело формирования и развития новой музыкальной культуры Тувы советского периода. Он принимал активное участие в зарождении всех важных очагов музыкальной культуры Тувы: был первым инициатором открытия и первым директором Кызылского музыкального училища (1960), первым художественным руководителем симфонического оркестра, государственной филармонии, Председателем Союза композиторов Тувинской АССР (1978, руководил до 1989 г.), возглавлял музыкальный сектор Республиканского Дома народного творчества, был инспектором по искусству Министерства культуры Тувинской АССР, председателем Союза композиторов Тувы, членом Правления Союза композиторов РСФСР, членом ревизионной комиссией СК СССР, был избран депутатом Верховного Совета Тувинской АССР.
Алексей Боктаевич стал первым директором Кызылского музыкального училища и преподавателем теоретических дисциплин. Им была проделана большая работа по подготовке открытия училища, комплектованию его материально-технической базы, организации учебного процесса, формированию преподавательского состава. В первый год обучение велось по специальностям: дирижёрско-хоровая, теоретико-композиторская, народные инструменты, духовые инструменты, фортепиано, вокал. В первый набор студентами стали 50 человек, они представляли всю республику. Первых преподавателей было семь человек, это были специалисты из разных уголков СССР.
А.А. Платонычева, одна из первых педагогов училища, непосредственно работавшая под руководством Алексея Боктаевича, вспоминает: «Он создал материальную базу училища, добился получения первого учебного корпуса. Им стал дом № 15 на улице Ленина. Там же размещалось небольшое общежитие для учащихся из районов. Он пригласил из Казанской государственной консерватории, которую сам окончил, первых преподавателей по фортепиано, теории музыки, хорового дирижирования, а также педагогов по спецпредметам из Кызылской музыкальной школы. Преподавателями общеобразовательного цикла лично пригласил лучших педагогов Кызыла. Сам преподавал теоретический цикл и композицию, выпустил первых молодых композиторов Тувы».
Во всех публикациях и воспоминаниях она с теплотой и словами благодарности говорит о своем первом директоре, боготворя его до конца его жизни и преклоняясь перед ним до сих пор. «В тот сложный, но интересный период становления училища, Алексей Боктаевич был для всех непререкаемым авторитетом, сумевшим создать довольно быстро маленький, но сплоченный коллектив единомышленников, став его душой. Ему нравился задор и неравнодушие коллег, некоторые из которых были только что «со студенческой скамьи, со свежими знаниями, в особенности методик, педагогики, психологии». Одновременно он был принципиальным, «умел хмурить брови, быть строгим». Всех удивляло, как Чыргал-оолу, до этого работавшему в театре, удалось быстро сориентироваться в своеобразии организации учебного заведения: разработаны учебные программы, как положено прошли приемные экзамены среди абитуриентов, был проведен первый набор студентов, налажен учебный процесс, решались и материальные проблемы, связанные с учебой, студенческой жизнью и бытом. При этом он не переставал заниматься своим творчеством. Ему еще хватало времени передавать свое мастерство композиции и теории музыки своим ученикам. Конечно же, все это стало возможным только при тесной поддержке педагогического коллектива и сотрудников, зараженных энтузиазмом своего руководителя. Это дирижер-хоровик Е. Федоров, пианистка Л. Величковкая, математик В. Худяшев, музыканты Ю. Царев и Н. Космынин, работники Н. Дубровская и А. Загвоздкина, а также супруга А. Б. Чыргал-оола Евдокия Ивановна, выполнявшая многофункциональную работу.
Анатольевна выражает свою признательность известному композитору за его беседы о тувинской истории и искусстве, которые позволили ей «проникнуть в дух, быт, обычаи тувинского народа», описанные в произведениях тувинских писателей, которые, конечно же, не могли остаться в стороне от молодого педагога-литератора. Алексей Боктаевич раскрыл ей и «тайны» тувинского горлового пения, поразившего ее своей необычностью.
«Ностальгически вспоминаю годы, когда директором училища был Алексей Боктаевич Чыргал-оол. Именно он являлся притягательным центром складывания коллектива. На праздники, на массовые мероприятия собирались все вместе, педагоги, техперсонал, решали вопросы, которые были всегда общими. Взаимоуважение, понимание общих образовательных и воспитательных задач, взаимопомощь были характерны для нашего маленького коллектива, в котором никто не делился по разности предметов. Снобизма не было. Педагоги были молоды и держались вокруг старшего ядра: Алексея Боктаевича, бухгалтера Надежды Матвеевны Дубровской, завхоза Антонины Андреевны Загвоздкиной. Житейски они были мудрее, а мы, педагоги, были весёлые, заразительные, зажигательные. Мы выпускали на самих себя комические стенгазеты, поздравилки ко дню рождения и других событий, устраивали смешные новогодние представления, когда ребята уже были на каникулах».
На следующий год руководство училищем и преподавание теоретических дисциплин он передал своему преемнику – Р. Д. Кенденбилю.
Имя А. Чыргал-оола включено в Музыкальный энциклопедический словарь и Музыкальную энциклопедию (материалы для этих изданий подготовлены музыковедом В. И. Борисенко в 1982 и 1991 гг.). Творчество Чыргал-оола в годы его интенсивной композиторской деятельности и в настоящее время является объектом исследований музыковедов.
Творческая и общественная деятельность А.Б. Чыргал-оола еще при жизни получила широкое признание. Композитор удостоен Государственной премии Тувы, отмечен правительственными наградами и почётными званиями — Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1964), Народного артиста Тувинской АССР (1967), Народного артиста СССР (1984).