«Только музыка способна так глубоко проникать в сердце человека и «говорить» на языке, доступном всем национальностям. Наверное, поэтому Тува стала моим родным домом. Я прекрасно понимаю, что для успешной педагогической деятельности совсем не достаточно свободного изложения материала по своему предмету. Необходимо заразить ученика любовью и восхищением музыкой. Для этого приходится терпеливо заниматься с ним в течение многих лет. Знатоками и любителями музыки не рождаются, а становятся. Сегодня я вижу результаты своего труда. И счастлива, что выбрала эту профессию»
Сибирцева Валентина Григорьевна, музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин.
Родилась 6 июня 1947 г. в Амурской области. С 5 до 16 лет семья жила в Междуреченске Кемеровской области, в семье было 3 детей. Мама преподавала в школе литературу.
Может быть поэтому язык публикаций Валентины Григорьевны выразительный, образный и живой. Ее воспоминания о родителях, друзьях, первые впечатления о Туве, об училище наполнены личными чувствами, эмоциями и переживаниями и являются ценным источником для понимания ее личности.
Валентина Григорьевна вспоминает: «Выросла в интеллигентной семье. Родители познакомились в самодеятельном Читинском театре, которым руководил сосланный в сталинские времена московский режиссёр. Мама исполняла главные роли в пьесах Островского. Папа пел партию Эдвина в оперетте Кальмана «Сильва». После свадьбы они уехали в молодой строящийся город Междуреченск, где прошли мои детские и отроческие годы, где я получила начальное музыкальное образование. Преподавателем фортепиано была молодая вокалистка, заочно учившаяся в Кемеровском музыкальном училище. Сейчас понятно, что она не могла дать хороших профессиональных знаний ребёнку. Но её обаяние и музыкальность притягивали, вызывали желание учиться и с удовольствием посещать музыкальную школу. Светлые юношеские годы учебы в Прокопьевском музыкальном училище вспоминаются как праздник. Новое пятиэтажное здание: учебные классы с хорошей звукоизоляцией, оснащённый проигрывателями кабинет прослушивания, концертный зал с отличной акустикой и благоустроенное общежитие. Все преподаватели были выпускниками Ленинградской консерватории. Студентов они набирали сами, выезжая в близлежащие музыкальные школы. Их задача -подготовка выпускников к поступлению в Ленинградскую консерваторию. Поэтому лучшим студентам разных отделений ежегодно давали возможность бесплатного месячного обучения в Ленинградском училище. Мы жили в гостинице «Астория». Ежедневно бесплатно посещали спектакли Мариинского театра и концерты симфонического оркестра под управлением Мравинского. Нашими преподавателями в Ленинграде были знаменитые люди, по чьим книгам я позднее работала…
К сожалению, после окончания музыкального училища, по материальным причинам, мне проще было учиться в Новосибирской консерватории, потому что в этом городе жила папина сестра. Консерваторские годы оказались трудными. Ездить приходилось далеко.
В общежитие не поселили. Фортепиано для занятий не было. Работала ночами, что, естественно, отразилось на здоровье. Поэтому, когда однажды на 3 курсе, во время урока пришёл директор Кызылского музыкального училища А.А. Панов и предложил поработать один месяц в Кызыле, я с радостью согласилась».
В училище аккордеон преподавал Сибирцев Василий Михайлович, после знакомства с которым Валентина Григорьевна стала работать постоянно и перевелась на заочное отделение. Это было 1 декабря 1970 г.
«Тува мне понравилась. Я попала на десятилетний юбилей училища, поразивший меня обилием пищи, журналистов и представителей министерства. С первых дней работы пришлось вести теорию, гармонию, сольфеджио, полифонию, музыкальную литературу и быть концертмейстером в дирижёрском классе. Работала шесть дней в неделю с утра до вечера. Понравился общий музыкальный уровень в неизвестной мне республике. Прекрасно звучал хор под руководством Роберта Лесникова. Не менее профессионально и ярко выглядел народный оркестр под управлением И. Минина. Очаровывала замечательная певица, красивое меццо-сопрано С. Калинина. В концертном зале училища с очень хорошей акустикой постоянно звучала музыка. Давал сольный концерт пианист Ломизов, виртуозно играли баянисты. Еженедельно приезжали солисты Московской филармонии очень высокого уровня. На их концерты невозможно было попасть в большом городе, в Туве они выступали в полупустых залах. Вспоминается концерт, в котором пел известный бас Борис Штоколов, играл ученик Ростроповича Иван Монигетти, живущий сейчас в Ницце. Приезжал сюда Латвийский камерный хор с очень интересной программой. В концертном зале училища выступала певица, исполнительница романсов Мусоргского, имя которой я видела только на пластинках…»
В 1974 году Валентина Григорьевна окончила Новосибирскую консерваторию им. М. Глинки. Кроме преподавательской работы в 70-ые годы была внештатной корреспонденткой в газете «Тувинская правда». Писала статьи в газету, выступала в филармонии, на телевидении, в театре.
«Молодёжь стремилась учиться музыке. Группы были большие. При поступлении — отбор и конкурс. Приходили ребята эрудированные, знающие язык, имеющие хорошую общеобразовательную подготовку. Приезжала молодежь из Кемеровской области, из Киргизии, Абакана, даже с Украины. Работать было интересно.
При всей занятости я находила время, чтобы посещать захватывающие спектакли драматического театра. Они все шли на русском языке. Природа удивила меня многообразием и величием. Тувинцы, с которыми я познакомилась, поразили природной интеллигентностью. Они с большим уважением относились к детям, пожилым людям и учителям.
Спокойный ритм жизни, отсутствие ненужной суеты и напряжённости, радость от общения с интересными людьми, удивительная национальная культура, интересная работа — всё это давало ощущения полноты и счастья. Когда мои родственники, живущие в Москве, Екатеринбурге, Междуреченске задают вопрос: «Почему ты свою жизнь посвятила Туве?», я отвечаю: «Не знаю. Тува мне стала родной. Мне здесь хорошо».
За сорок девять лет Валентина Григорьевна ни разу не поменяла места служения своему любимому делу. За годы преподавательской деятельности было выпущено много студентов, успешно продолживших своё обучение в высших учебных заведениях страны. Среди них преподаватели и директора республиканских музыкальных школ, а также преподаватели колледжа искусств.
За долгие годы работы Валентина Григорьевна была не только преподавателем, но и классным руководителем, заведующей теоретическим отделением, ведущим лектором училищного университета культуры, внештатным корреспондентом отдела культуры в газете «Тувинская правда».
Читала лекции о музыке. Перед показом музыкальных фильмов для старшеклассников города в кинотеатре «Пионер» и на концертах симфонического оркестра произносила вступительную речь. В течение двух лет вела классные часы о музыке в школе № 15 г. Кызыла.
В последние годы В.Г. Сибирцева являлась ведущим специалистом по предмету «Русская музыкальная литература», изучаемому студентами всех музыкальных отделений; преподавателем по дисциплине «Сольфеджио» для студентов хорового дирижирования, теоретического и фортепианного отделений. Ею были разработаны учебно-методические комплексы, рабочие программы по «Русскому народному творчеству» и новой учебной дисциплине «Народное творчество народов мира» для студентов всех отделений.
Практический опыт отразился в разработанных лекциях по творчеству М. Глинки, А. Даргомыжского, А. Бородина, в отдельных лекциях по произведениям М. Мусоргского, Н. Р-Корсакова, П. Чайковского, не изучаемых по учебной программе.
В.Г. Сибирцева являлась ежегодным председателем комиссии на выпускных теоретических экзаменах в детской музыкальной школе № 1 и республиканской школе искусств, ежегодным членом жюри на республиканских олимпиадах по теоретическим дисциплинам, рецензентом методических работ по сольфеджио, выполненных не только преподавателями республиканских музыкальных школ, но и преподавателями Кызылского колледжа искусств.
Особого внимания заслуживает ее музыкально-критическая деятельность. Около 30-ти статей в газетах с 1974 по 2017 годы, посвященных проблемам образования, исполнительства, композиторского творчества, обзору музыкальных явлений. В 1970-е — 1980-е годы выступала в качестве лектора-музыковеда на различных концертных мероприятиях с целью популяризации деятельности композиторов. Она является одним из первых музыковедов республики, которая обратилась к творчеству тувинских композиторов – ее дипломная работа посвящена основоположнику профессионального музыкального искусства Тувы Алексею Боктаевичу Чыргал-оолу.
По результатам библиографического анализа студентки специальности «Теория музыки» Надежды Чигаевой в рамках дисциплины «Основы музыкально-журналистской деятельности» в музыкально-критической деятельности В.Г. Сибирцевой выделяются несколько направлений:
- О творчестве композиторов (А.Б. Чыргал-оола; М.П. Мусоргского; о Х пленуме Союза композиторов республики; о молодых и начинающих композиторах и т.д.).
- О музыкальном исполнительстве (творчество Надежды Красной; аккордеониста Александра Чудновского, студента Красноярского института искусств; о концертах симфонического оркестра Тувинской государственной филармонии и т.д.).
- О проблемах педагогического и эстетического воспитания в республике. В.Г. Сибирцева посещала все значимые музыкальные конкурсы, фестивали и другие мероприятия города и республики. Была осведомлена о положении дел на местах в конкретных музыкальных школах. Знала лично многих педагогов и лучших учеников. Это позволяло ей освещать события и делать в публикациях акценты на самых наболевших проблемах музыкального воспитания.
- Информационные статьи, которые освещают важные события из музыкальной жизни.
«Задумываясь над смыслом нашей общей училищной деятельности, я понимаю, что главной задачей всех нас, по отдельности занимающихся исполнительской техникой, развитием эрудиции, анализом и другими конкретными вещами, является открытием двери в мир музыки, который поднимает человека над обыденностью, зовет и ведет людей вперед, совершенствует душу, будит разум и совесть».
Валентина Григорьевна Сибирцева ушла из жизни 19 июня 2019 года.
Все, кто ее знал, отмечают доброжелательность, отзывчивость, высокий профессионализм, любовь к музыке. Настоящая, искренняя, добрая, интеллигентная, одна из ярких педагогов колледжа, красивейшая женщина, лучезарная и дарящая оптимизм — для своих коллег и студентов она была примером высокого служения искусству.
Ее труд высоко оценен государством -Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, Отличник народного образования РСФСР, ветеран труда.