Как известно, Туву считают родиной, колыбелью сольного двухголосного горлового пения. Одной из причин смелого утверждения этой идеи заключается в многочисленности носителей данного вида искусства у тувинцев. Одним из основоположников становления исполнительского искусства в XX веке является Маржымал Очурович Ондар. Без его имени страница истории развития тувинского хоомея была бы неполной.
Маржымал Очурович был ярким исполнителем тувинского хоомея, заложившим основу сут-хольской исполнительской школы хоомейистов с устойчивыми традициями; великолепный исполнитель и мастер по изготовлению тувинских национальных инструментов, обладатель звания «Отличник народного образования».
Маржымал Ондар родился в 1928 году в с. Бора-Тайга Сут-Хольского кожууна в семье знатного арата. По линии матери все дяди владели хоомеем. Мать его была великой шаманкой. Звали ее Кызыл-тоннуг. Она была знатоком народных песен.
Изготавливать инструменты и хоомею Маржымал научился у своего дяди Дагба Ондара. Маржымал Очурович в совершенстве владел кузнечным ремеслом и поэтому его семья жила в достатке. Все, чему научили мастера родители, дяди, он старался передать своим детям и ученикам.
У Маржымала Очуровича и его супруги Хоор Дагбаевны было 14 детей: 6 дочерей и 8 сыновей. Все они выросли хорошими людьми и прекрасными специалистами каждый в своей области. К сожалению, его старший сын Алдын-оол погиб в Афганистане во время сопровождения колонны через границу. Об этом с любовью и добротой и большим уважением к этой семье писал в свое время его близкий друг Василий Кривдик.
Маржымал Очурович говорил: «Не все мои ученики стали профессиональными музыкантами, но все любят песню. В ансамбле «Сараадак» многие пели, но они окончили институт культуры и работают в Сут-Холе. Некоторые — трактористы, водители, механизаторы, комбайнеры». По его мнению, не обязательно надо стать профессиональным музыкантом. Самое главное — человек должен быть всесторонне развитым: уметь играть, петь, танцевать и, конечно, работать. Таков девиз учителя.
Для воспитания подрастающего поколения Маржымал не раз ходил с детьми в походы, учил их любить и понимать природу, слушать ее таинственные голоса и звуки. Он показывал детям, из какого дерева лучше делать инструменты. Например, елку для резонатора лучше выбирать в густом ельнике, потому что она без сучков. По его мнению, рубить дерево надо поздней осенью, когда оно «спит», меньше смолы.
Маржымал Очурович был человеком с красивой душой. Юрту своих родителей он называл «сказочной поющей юртой». Горловое пение он связывал с космосом, имел очень богатое мировоззрение, философию. Например, про струнные инструменты он рассказывал такую легенду: древний воин, отдыхая на привале, вспоминал родные места и близких ему людей, трогал пальцами тетиву, извлекая грустные звуки. Потом придумали резонатор. Приблизительно так возник первый инструмент, прародитель современной скрипки.
Маржымал Ондар сделал около 4 тысяч хомусов. Если считать только самые хорошие, игилов сделано 14, бызаанчы – 30, дошпулууров – 14. Сегодня на музыкальных инструментах, изготовленных Маржымалом Очуровичем, играют по всей республике.
У Маржымала было много друзей. Его приглашали в Москву, Ленинград, Киев. С большой любовью он всегда рассказывал про своих друзей. Так, например, про Василия Кривдика, нашего известного журналиста, он с юмором рассказывал, что Вася в молодости был хорошим борцом. Всех тувинцев переборол. Но как наступила перестройка, стало много несправедливости, Вася бросил свой спорт и стал журналистом.
Огромный вклад Маржымал Ондар внес в архив ТНИИЯЛИ. Многие его материалы хранятся в архиве Международного научного центра «Хоомей». Запомнив его доброту и человечность, многие музыканты, к сожалению, используют от своего имени его инструменты, некоторые проданы за границей.
Каким только стилям он не научил своих учеников, которые обращались к нему. Но все это осталось без авторских прав. Единственная организация, которая свято хранит память о великом мастере, — это Международный научный центр «Хоомей».
«Тувинская правда», № 31 от 20 марта 2003 г. Память. Человек красивой души. М. Бадыргы.