За последние годы нельзя сказать, что в развитии музыкальной культуры нашей республики сфера популярно-эстрадной музыки занимала особое место, чего не скажешь о развитии фольклорно-этнографической музыки, которая достигла довольно больших успехов. Трудно угадать, кого можно считать сегодня кумиром тувинской молодежи, но, пожалуй, не ошибусь, если наиболее известным и талантливым из всех звезд тувинской эстрады назову Аяса Данзырына.
Творческий путь Аяса начался в ансамбле «Эртинелиг Тыва» в 1993 году, куда он устроился после окончания Ак-Эрикской средней школы. Этот коллектив молодых исполнителей хоомея появился вслед за фольклорно-этнографическим ансамблем «Тыва». Надо отметить, что во втором составе «Эртинелиг Тыва» были совсем еще юные хоомеисты, не имевшие музыкального образования, но вместе составлявшие удачный во всем ансамбль с уже сложившимся творческим почерком, характерной особенностью и своеобразным сценическим имиджем, присущими только этой группе.
Записи исполнений «Эртинелиг Тыва» до недавнего времени украшали телеэкраны ГТРК «Тыва». Зрители еще помнят великолепное трио братьев-близнецов Шолбана, Сылдыса и младшего брата Саида Чульдуков; выступления Омака Тумата, уроженца Овюрского кожууна, родного брата Геннадия Тумата, выдающегося виртуоза тувинского горлового пения; Алима Кунчуна, пожалуй, единственного исполнителя из Кунгуртуга (после Р. Мунзука); Кара-Ката Сояна из далекого Кара-Холя , автора большинства исполняемых автором номеров. Аяс Данзырын еще тогда ярко выделялся среди этих ребят, был признан уникальным солистом, но еще пять лет назад был знаком публике только как хоомеист. 25 декабря 1999 года состоялся его первый сольный концерт в качестве певца. Пожалуй, после него Аяс проснулся кумиром не только молодежи, но и старшего поколения.
Хотя, помню, слава и успех к А.Данзырыну пришли необычным путем. Сначала его песни стали известны небольшому кругу молодежи, затем уже появились на рынках аудио-кассеты. Причем, Аяс специально не записывал и не выпускал альбомов и сборников. Одна-единственная кассета, которую Аяс записал для себя и узкого круга друзей и которую он считал всего лишь баловством, разошлась с необычайной скоростью, принося доходы торговцам кассет. Аяса смущало, прежде всего, не то, что кассеты с его песнями распространялись по всей республике без его ведома, согласия и участия, а то, что записи были, мягко говоря, недопустимого для распространения качества (несоответствие фонограмм; лишние, «грязные» посторонние шумы и т.д.). Качество этих записей могло бы обидеть любого уважающего себя слушателя, не говоря уже о самих исполнителях. Эти самые записи, казалось, вполне могли бы испортить репутацию певца. Аяс и его друзья ничего не могли сделать: как известно, наши певцы и сочинители совершенно беспомощны в плане защиты авторского права. Его песни с этой пиратской кассеты приобретали известность, они полюбились слушателям.
Чем привлекают песни Данзырына? На этот вопрос нелегко ответить. Требованиям профессиональной музыки они, можно сказать, мало соответствуют. В некоторых из ни нет точно установленных по законам песенного жанра ритмических и мелодических рисунков. Эти обороты, на первый взгляд, неприхотливы, в структуре некоторых песен нет квадратности, типичной для них; традиционен набор гармонии.
Но есть очень удачные, с необычной и оригинальной мелодией. К ним можно отнести широко известные и любимые молодежью «Агар-Сыныс, Шара-Нуурум» (песня удостоена приза зрительских симпатий на конкурсе «Хову-Аксы-99»), «Хову куштары», «Амылыг бойдус» и т.д. А какую популярность завоевали его песни «Каас чараш Тывавыстын», «Найысылал», ставшие настоящими шлягерами в молодежных кругах! В кругу тувинских меломанов принято считать мелодию уже «нетувинской», если она перешагивает рамки пентатоники. Но песни, сочиненные Аясом, написаны далеко не в пентатонном звукоряде, и, тем не менее, они не теряют тот самый колорит, который мы называем тувинским.
Так уже устроена душа тувинца. Для нее не так важны ни законы профессиональной академической музыки, ни заводной танцевальный ритм, ни зажигательный латиноамериканский темп. Ей гораздо ближе мелодия, исходящая из глубины сердца, пусть самая простая, наивная или даже примитивная, лишь бы все было искренним, доступным и красивым по звучанию. Как раз такими и являются песни Аяса Данзырына. Это, безусловно, первая причина популярности его произведений.
Но, прежде всего, само исполнение Аяса никого не оставляет равнодушным. Удивительно красивый, с элементами «народности», не похожий ни на чей другой, тембр его голоса сглаживает все небольшие шероховатости в ритмико-мелодической и текстовой сторонах. Надо заметить, его песни никто лучше самого Аяса не исполняет. В авторском звучании его мелодии затронут любую «огрубевшую» душу, равнодушным никого не оставят.
Аяс начал сочинять песни еще в школе. Слова и музыка приходили в нему сами собой, по любому поводу. Сочиняя, он слепо не следовал канонам академической музыки, не вел искусственные расчеты, а лишь пел то, что шло из глубины души, доверяя лишь своей интуиции и внутреннему голосу. Он только успевает записывать текст сочиненных песен. А музыку ему приходится запоминать. На вопрос «сколько песен сочинил», он не может ответить, поскольку не ведет подсчета. И лишь показывает толстую общую тетрадь, в которой нет ни одного чистого листа. Мне всегда было жаль талантливых от Бога, но без специального образования людей искусства. В данном же случае я впервые не пожалела о том, что у Аяса нет музыкального образования. Впервые я задумалась и оценила, что без постороннего влияния на его самобытный талант «свободный художник» сохранил себя таким, какой он есть. Бог знает, постигни он азы музыкальной грамоты, возможно, потерял бы ту самую оригинальность, необузданность, которые присущи всему творчеству Аясу Данзырына. Думаю, что благодаря отсутствию музыкального образования хоомей в его исполнении не превратился в штампованную демонстрацию сольного двухголосия, а сохранил ту самобытность, которая характерна для школы исполнения хоомейжи восточных кожуунов Тувы.
О чем поется в его песнях? В творчестве можно выделить три основные темы: родина, мать и любовь. Слушая, с какой любовью Аяс поет о родных местах, неволько хочется побывать в них. Красота этих мест воспевается в мелодиях «Агар Сын», «Шара-Нуур», «Ужарлыг» и т.д.
Неразлучным другом музыканта остается гитара. Только в собственном сопровождении произведения Аяса остаются «самими собой», поскольку ни одна фонограмма так не раскрывает сущность его творчества, стиль самого Аяса Данзырына. Мало кому удается в равной степени мастерства писать и музыку, и текст, а также исполнять, оставляя в сердцах слушателе неизгладимый след. Надо признать, Аясу это удается неплохо. Если еще вспомнить то, что он при этом и отличный, техничный хоомеист, в равной степени мастерски исполняющий все стили тувинского хоомея, чему свидетельство попурри на тувинские народные песни-кожамык в разных вокальных тембрах – каргыраа, хоректээр, то вполне можно признать Аяса уникальным явлением.
Аяс является непосредственным преемником исполнительской школы Кыргыса Сорукту, также достойно продолжает традиции Федора Тау. А.Данзырын – лауреат всех четырех международных симпозиумов «Хоомей – феномен культуры народов Центральной Азии», а также многократный лауреат республиканских конкурсов горлового пения, посвященных памяти Кыргыса Сорукту, Маржымала Ондара, Геннадия Чаша, Геннадия Тумата, Федора Тау.
Но огромная заслуга его в том, что он в течение своей десятилетней творческой деятельности принимал активное участие в мероприятиях в области культуры. Будучи носителем традиционной культуры тувинцев, А.В. Данзырын неоднократно завоевывал звание лауреата в конкурсах и и фестивалях по фольклору как республиканского, так и международного значения. Не раз достойно представлял культуру тувинского народа за пределами Тувы. Так, он стал обладателем Гран-при I Международного фестиваля музыкального творчества тюркской молодежи «Урал-моно» в Башкортостане (Уфа, 2001 г.), межрегионального фестиваля искусства горлового пения «Алтын-Тайга» (2003 г., ноябрь) и Международного конкурса молодых певцов «Мелодии Саянских гор» (2000 г.).
В 1997 году он награжден Почетной грамотой Министерства культуры РТ за успехи в обслуживании населения. Его песни исполняются и любимы тувинцами.
Ценителей и поклонников творчества Аяса Данзырына ждет приятная новость – очередной его сольный концерт состоится 20 января в муздрамтеатре, на котором зрители насладятся не только тувинской мелодией, но и песней в его исполнении из репертуара… итальянского певца А.Челентано. Этот концерт станет своеобразным итогом его десятилетней творческой деятельности.
Пусть музыка твоя звучит повсюду и всегда, услаждая слух поклонников, пусть не умолкнет гитара твоя никогда, Аяс!
Певец Шара-Нуура М. Сундуй. «Тувинская правда», 22 января 2004 г. №9 (15820).