
Согласно традиционным представлениям тувинцев Шагаа являлся своеобразной временной границей между периодом зимы и наступлением лета. Каждый год после тяжелой зимы необходимо было проводить праздник, символизировавший начало новой жизни. Именно весной и в начале лета было жизненно необходимо вновь сотворить «свой маленький мир как реплику мифологического Первого мира», обозначить его границы, отделить от чужого пространства путем совершения жертвоприношения духам-хозяевам родных мест. Надо было восстановить миропорядок, все вокруг вернув в привычное русло.
Задолго до Шагаа начиналась тщательная подготовка. Новый год – праздник обновления, поэтому смысл его проведения заключался, в первую очередь, в очищении. Люди выносили на чистый снег свои вещи, тщательно вытряхивали всю пыль, накопившуюся за год. Эта уборка, в которой участвовали все члены семьи, имела глубокий смысл. «Предновогодняя уборка жилищ, помимо чисто гигиенических и эстетических целей, имела магический смысл. Об этом свидетельствует и тот факт, что уборку старались проводить все вместе, весело. Чистое жилище должно было принести благополучие и процветание его обитателям».