
Древние тувинцы называли мать богиней. На белом свете нет человека дороже матери. Есть такая пословица: кто обидел свою мать, тот не найдет места, где жить. Ни мужчина, ни женщина никогда не называли имя матери из-за уважения к ней. Также прямо не называли имена почетных людей и людей пожилого возраста, а уважительно величали их, подчеркивая какие-то их способности.
Древние тувинцы очень бережно относились к колыбели ребенка, никогда грубо не клали ее на землю, считая, что такое обращение с колыбелью приведет к тому, что душа ребенка может покинуть тело. Древняя истина гласит, что колыбель — первое гнездо для ребенка, появившегося на белый свет, место где он спит, отдыхает и растет. Древние тувинцы никогда не ломали колыбель своего ребенка, считая ее священным предметом.
Во время похорон древние тувинцы не допускали никакого шума и, особенно, пьянства. Выражали соболезнование воскурением трубки. Того, кто появлялся пьяным во время похорон, считали родственником черта и относились к нему крайне негативно. Строго запрещалось произносить имя покойного. Подростки не должны входить в юрту, где временно покоится тело умершего человека.
Древние тувинцы считали, что душа ребенка находится в его кукле, поэтому не допускали ни порчи куклы, ни насмешек над нею. Кукла должна быть только в нарядной одежде, не допускалась игра ребенка с голой куклой.
Подростки и молодые тувинцы никогда не спорили с пожилыми и взрослыми людьми, в юрте и около нее громко не кричали и не свистели. Считалось, что черт обладает очень чутким слухом, поэтому первым прибывает на то место, где свистят.
Считали проклятым то место, где были драки и ругань между людьми. Запрещалось появление детей, подростков и молодых людей в местах, где происходят драки и где сквернословят.
У древних тувинцев были такие правила, согласно которым дети, подростки, молодые и даже взрослые люди не должны подходить к навесу шамана. Нельзя было разрушать навес шамана, ибо считалось, что того, кто разрушил его, неизбежно настигнет проклятье шамана, вследствие чего умрут и сам разрушитель, и все его родственники.
По традиции старой Тувы пьянство было делом запрещенным. Тувинская арака считалась почетным напитком, ее пили только по две чашки пожилые и почетные люди во время особых праздников или по поводу приезда знаменитых и уважаемых гостей. Никто не заставлял пить того, кто не хочет пить. Женщины, не бывшие замужем, и неженатые мужчины не пили араку всю жизнь. Согласно правилу мужчине разрешалось пить араку с тридцать седьмого года жизни, а женщине с сорок девятого, и опять же только по две чашки. Того, кто напивался до потери сознания считали глупцом, идиотом. Также они не допускались на свадьбу и на обряд освящения.
Простые люди никогда не подражали настоящим шаманам. Шаман видит и слышит то, чего простой человек не может ни видеть, ни слышать. Древние тувинцы говорили, что того, кто подражал шаману, убьет шаманский ээрен — идол и опустошит его аал. Простой человек не имел права подражать ламам.
Согласно традиции никто не носил чужую одежду, не присваивал чужие предметы и вещи, не крал чужой скот. Считалось, что чужая вещь обладает священным гневом и проклятьем, настигающим присвоившего ее человека. К примеру, если в юрте нет хозяев, и в ней находится тон (верхняя одежда) из ягнячьих шкур, или в посудном шкафу стоит когээржик (кожаная фляжка) с аракой, то никто к ним даже не прикасался.
Было в Туве время, когда никто не смел красть кочующую в степи яловую корову, воровство было строжайше запрещено.
Еще было время, когда угроза человека человеку строго- настрого запрещалась. Запрет на угрозу считался священным. Особенно запрещалось угрожать невинному человеку – это клевета. Запрещалось оскорблять правого – это грех. Считали, что угроза предвещает смерть. Ни словом, ни ножом, ни ружьем не дозволялось угрожать человеку.
«Традиционная культура тувинцев» М.Б. Кенин-Лопсан. Тувинское книжное издательство, 2006 г.
Фото из открытых источников сети Интернет