У древних тувинцев было такое верование, согласно которому небо является их отцом. Они говорили: наше Синее небо, наше Белое небо, наше Черное небо, в соответствии с небесами трех священных миров. Они утверждали, что во Вселенной находится Девять небес. Счастье покинет человека, если каждое утро он не будет совершать подношение небесам — жертвенное окропление чая с молоком. Наши предки никогда не говорили скверных слов о небе.
По убеждению древних тувинцев, синее небо видит и слышит все, что происходит на земле. За Девятым небом находится Белое небо, где живут народы, называемые хазарами и хоорами, а шаман, родословная которого восходит к этим людям, весьма могущественный, обладающий способностью совершать чудеса и оставаться в живых даже с простреленной грудью. Древние тувинцы поклонялись солнцу. Они говорили, что здоровье и счастье, все благополучие человека, высокая урожайность полей и плодовых деревьев зависят от солнца, его света и тепла. Поэтому человек не должен справлять нужду, глядя на солнце, а также плеваться и кричать. Позволившему себе непочтительное отношение к солнцу, после смерти, когда он попадает в мир чертей, отрезают язык.
По преданию древних тувинцев, молнии сверкают, когда на небе дракон машет хвостом, а гром — когда он кричит. Во время грозы всадник не должен сильно скакать на лошади: молния ударит его по голове. Во время грозы взрослые не выпускали детей из юрты, не допускали шума: дракон будет разозлен и может направить молнию в сторону юрты, где шумят люди.
Тувинцы также обожествляли луну. Наши предки заранее знали, какая погода ожидается. Тувинцы, особенно пожилые, точно предсказывали, какая погода будет в течение всего месяца по лунному календарю, посмотрев на луну в первых числах, например, третьего и четвертого числа. Когда происходит лунное затмение, по старинной традиции парень-сирота должен громко кричать в сторону луны, тем самым помогать ей. Говорили, что день и ночь запутаются, если не поклоняться луне.
Древние тувинцы называли землю книгой. Пупок человека считался раз и навсегда слит с землей. В древние времена тувинцы очень бережно обертывали послед новорожденного ребенка чистой шелковой тканью и закапывали в юрте. Это являлось свидетельством нераздельной слитности человека с землей. А земля священна. Строго запрещалось разрушение земли. Нельзя было рвать цветы. Наши предки утверждали, что цветы и душа, вернее — ментальное тело ребенка, равны и слитны, поэтому нельзя рвать цветы.
С давних времен тувинцы весьма бережно относились к горам, рекам, озерам и ко всем недрам земли. Запрещалось рубить плодоносные растения. При сборе ягод, особенно смородины, голубики, кислицы, земляники, рвали только ягоды, а сами растения не повреждали. Строго запрещалось рубить деревья в местах, где растут облепиха и черемуха.
После ухода из леса необходимо было тщательно потушить костры. Ведь от пожара ничего не останется, так родители внушали детям.
Места, где имеется соль, тувинцы считали священными. Древние тувинцы с поклонением относились к соли. Они называли священными горы и озера, где имеется соль, вблизи этих мест запрещали ставить юрты. Запрещалось даже перешагивать через кусок соли, лежащей на земле. Кто хоть немного вкусил соли родной земли, тот защищен от простуды и сырости, так говорили наши предки.
Запрещалось перекрывать ручьи и реки. В горной Туве есть большие и малые реки. В небольших горных реках обитает множество рыб, поэтому нельзя перекрывать реки. По традиции наших предков, перекрытие рек — знак разорения того, кто их перекрыл.
Раньше тувинцы переходили малые реки по бревенчатым мостикам и бродам, а глубоководные реки — только с помощью лошадей или на лодках. Строго запрещалось бросать мусор и трупы животных в реку.
Нельзя развязывать ветви деревьев, которые переплетались естественно. Если в лесу ветки двух тополей переплетались, то считалось, что жители этой местности очень дружны. Если с одного корня выросли два или три дерева, то их нельзя рубить. Говорят, что такие деревья — самое ценное богатство земли.
Пастбища для скота должны иметь свои границы, и люди должны бережно относиться к ним. По тувинскому обычаю каждый вид скота должен иметь свое определенное место для выпаса.
Животноводы должны бережно относиться к пастбищам в соответствии с четырьмя периодами года. Нельзя засеевать территории пастбища, не положено там рубить деревья, не допускались пожары.
Косулю, забредшую на засеянное поле нельзя убивать, а следует направить ее обратно в лес.
«Традиционная культура тувинцев» М.Б. Кенин-Лопсан. Тувинское книжное издательство, 2006 г.
Республика Тува. Малый Енисей. Фото Антон Агарков