Дой — сакральный обряд, освящающий жизнь человека на всех ее этапах. Тувинцы считают, что каждому человеку в жизни посвящают три праздника дой: свадьба, как сакральный обряд зарождения новой жизни, получение имени и похороны.
Стрижка волос детям в трехлетнем возрасте.
На самом деле детям исполнялось два года, к которым прибавляли год внутриутробного развития. Существует несколько объяснений причин проведения этого ритуала по достижению трехлетнего возраста. Часть носителей культуры считает, что причина заключена в магической цифре 3, с которой связывалось происхождение жизни (Земля, Вода и Солнце). Одновременно существует и более «земное» объяснение, связанное с высокой детской смертностью в прошлом. Считалось, что если ребенок прожил два года, то он будет жить. До достижения этого возраста детям не давали имен. В этом возрасте их называли особыми уменьшительно-ласкательными прозвищами — чассыг ат (өпей, хеймер, чассыг и т. д).
Волосы ребенка стригли и складывали в специально приготовленный мешочек «кежик хавы» букв., мешок (кошель) счастья из хорошо выделанной кожи (домашней козы или козерога). Наименование мешка кежик хавы указывает на то, что символизировало собой содержание мешка (кошеля) кежик: 1) дар, благо, 2) добро, достояние, богатство.
Стричь начинали только мужчины, являвшиеся кровными родственниками ребенку по линии матери, т.е. не из рода, которому принадлежал ребенок. При этом состригший прядь волос, должен был предложить имя ребенку, высказать благопожелания и подарить одно из пяти домашних животных, либо необходимые вещи: седло, сбрую, украшения девочкам и т. д. Мальчикам принято дарить годовалых жеребчиков — будущих коней. Девочкам — годовалых телок. Дарят также козлят и ягнят. Тувинцы считают, что человек с момента получения имени приобретает все права на жизнь. Одним из основных источников существования человека номады считали скот. Дарением скота ребенку символизировалось получение собственного источника существования, своеобразное «обретение независимости».
Дой и обряд обрезания волос проводили и девочкам, и мальчикам. Праздник проводился следующим образом. Родители ребенка извещали представителей обеих родов и друзей о времени и месте проведения обряда. Готовят дой родители и родственники по линии отца. В начале устраивается застолье, в процессе которого приводят именинника. Первым остригает прядь волос ребенку самый старший мужчина, представляющий род матери — даай. Он отрезает небольшую прядь волос со «своей стороны» головы ребенка и передает прядь волос матери ребенка, произносит благопожелания, предлагает имя и дарит подарок. После него подходят по очереди остальные приглашенные по старшинству, процедура повторяется. Левая сторона считается стороной матери, правая — отца. Поэтому родственники по линии матери остригают волосы с левой стороны головы ребенка, по линии отца — с правой. Обычно дети, испугавшись, плачут, не позволяя дотрагиваться до головы, поэтому стрижка сводится к символичному отрезанию небольшой пряди волос. «Наголо» ребенка остригают родители по окончанию праздника.
Первый детский волос считался материнским волосом, его связывали с внутриутробной (т.е. несамостоятельной) жизнью. Стрижка первых волос означала самостоятельную жизнь, не связанную непосредственно с матерью. Считалось, что до двух лет жизнь ребенка целиком зависела от матери.
Источник: Даржа В.К. Тайны мировоззрения тувинцев-номадов, Кызыл 2016. — 255 с.