Единственный профессиональный педагог по сценической речи в Туве. Ее высокий профессионализм, целеустремленность, неиссякаемая душевная щедрость и кропотливый труд на педагогическом поприще, терпение, отзывчивость, благородство, способность вести за собой студентов вдохновляет их на покорение новых профессиональных высот.
Татьяна Николаевна Намай (Евтушенко) — педагог, режиссер.
Родилась 2 мая 1945 года в с. Нарын Эрзинского района. Отец – Николай Саевич Намай – много лет проработал на руководящих должностях в золотодобывающей промышленности, мать – Ирина Сафроновна была швеей. Семья часто переезжала, даже дети родились на приисках: сын, Владимир — на тоджинском прииске «Харал» в 1939 году, Татьяна — на прииске «Нарын» Эрзинского кожууна .
Когда Н. С. Намай учился в Москве в Высшей партийной школе при ЦК КПСС, семья была с ним, снимали комнату, Ирина Сафроновна выучилась тогда на курсах кройки шитья, что помогло им выжить в последующие годы, после смерти отца. Татьяна Николаевна с большой теплотой рассказывает о своих родителях и о своей маме она сказала: «Она очень хорошо шила платья, мама есть мама, это — стержень нашей жизни, компас, парус, островок в океане».
Татьяна Николаевна говорила, что в детстве хотела стать политическим деятелем как отец. Мать обращалась всегда – «доча», а отец — «милесенькая», и он говорил: «Милесенькая, я попрошу, вот вырастешь и получишь образование, и надо, чтобы тувинский народ знал кто такой Шаляпин, Лепешинская». И даже сейчас, когда спросят, почему именно работаете в культуре, она говорит – «это папа, это он меня так воспитал».
В школьные годы интересы Татьяны были широки – она была и в сборной республики по баскетболу, училась в музыкальной школе № 1 города Кызыла. Педагогом ее по классу аккордеона был В. М. Фирсов, фортепиано преподавал С. Ф. Кайдан-Дешкин, руководитель хора – А. А. Панов, впоследствии директор музыкального училища. С 16 она лет занимается школьной художественной самодеятельностью, в это время режиссер театра С. П. Майер ставил пьесу «Власть тьмы» Льва Толстого, и он брал Таню на все концерты, посвященные Л. Н. Толстому с номером из «Анны Карениной», который для неё поставила её педагог по литературе и русскому языку школы №7 Т. В. Сочугова.
После окончания школы в 1963 Татьяна Намай поступила в Восточно-Сибирский институт культуры им. Н. К. Крупской. На вступительных экзаменах читала отрывок-сцену встречу Анны Карениной с сыном, концерт Рождественского, басню Крылова «Осёл увидел соловья». Она говорила, что ей повезло с педагогами, были хорошие люди. И о ней до сих пор институтские педагоги вспоминают с большой теплотой. Уже после окончания института, неоднократно бывала на курсах повышения квалификации и занималась у А. В. Сасыхова, Ю. А. Стрельцова, теперь у них написаны учебники. В 1967 году Татьяна Николаевна закончила институт дипломным спектаклем Шиллера «Коварство и любовь», где играла леди Милфорд, получила оценку «5». Распределение получила на Сахалин в г. Холмск, проработала несколько месяцев во Дворце культуры художественным руководителем.
С декабря 1967 г. Татьяна Николаевна начала свою трудовую деятельность в Кызылском училище искусств на отделении культпросвет работы, по приглашению директора училища А. А. Панова. Вела практически все предметы: клубоведение, наглядную агитацию, технические средства клубной работы, практики учебные и производственные, организовывала в училище разные мероприятия. Вместе с учащимися по производственной практике объездила всю республику.
За время работы в училище показала себя вдумчивым, инициативным педагогом, отдающим все знания и силы ученикам без остатка. Это её отличительная черта — Т. Н. Намай всегда выкладывается по самой полной программе. Под её непосредственным руководством была принята, обучена и выпущена группа актерского отделения в количестве 14 человек. В этой группе на протяжении всех лет учёбы она была и педагогом по специальности, и классным руководителем. Три учебных года группа была победителем соцсоревнования, награждена поездкой в Москву и по ленинским местам в Сибири.
Татьяна Николаевна всегда сочетала преподавательскую и концертную деятельность. С 1968 года выступала ведущей всех правительственных концертов и входила в режиссерско-постановочную группу концертных программ и театрализованных представлений на стадионах «Хуреш», «5-летия Советской Тувы». В сценарии правительственных концертов не боялась вставлять тексты по собственному выбору: Р. Рождественского, М. Светлова, Е. Евтушенко. Если запрещали их читать, говорила, что не будет вести концерт, и тогда руководство разрешало их оставить. Сначала много работала как ведущая, затем делала концертные программы как режиссёр, помогала ставить мужу, также режиссёру, Вадиму Гайфуловичу Евтушенко городские праздники и к 35-летию Победы — первый стадионный праздник. Татьяна Николаевна была единственным человеком в Туве, кто умел делать фоновые группы для стадионов.
В октябре 1984 года, в честь 40-летия вхождения Тувы в состав СССР в Москве в концертном зале «Россия» проводилась «Декада тувинского искусства и культуры», где главным режиссером был И.Я. Шнуль, в режиссерско-постановочную группу входила и Намай Т.Н. Тогда ей было присвоено звание Заслуженного работника культуры Тувинской АССР
С помощью Татьяны Николаевны в учебном заведении проводилось много интереснейших мероприятий. Клубное отделение обязано было организовывать мероприятия в училище и проводить показательные для города. Готовили новогодние программы совместно с детьми из ТЮЗа, проводили КВН, открытия городской ёлки. Впервые в 1990 году показали праздник Шагаа, тогда у парка никто из тувинцев не смог собрать юрту. Оформление для этого праздника готовила В.С. Пихаева, танцы ставила С.Б. Монгуш. Использовали первые фейерверки, которые учились набивать у пиротехника с Мосфильма, делали их в своём учебном кабинете.
В постсоветское время ставили уже немного другие праздники и с отделением «Народное пение», где она начала работать с 2001 года: Масленица, Шагаа, приближенные к традиционным формам, фестивали «Салют Победы», «Студенческая весна».
Т. Н. Намай провела несколько интегрированных открытых уроков с преподавателями отделения «Народное пение» А. Х. Кан-оол и Р.Н. Тараачи, мастер-классы по технике речи в рамках республиканской конференции «Культура и искусство: прошлое и настоящее».
С её участием была осуществлена постановка музыкальной драмы «Буян-Бадыргы» на музыку С. Бадыраа, которую подготовили педагоги и студенты отделений «Народное пение» и «Тувинские национальные инструменты». Татьяна Николаевна была режиссёром постановки, которая считается самым ярким музыкальным событием 2007 года в Туве, отмеченным Грантом Председателя Правительства. Это один из самых крупных проектов, подготовленных Кызылским колледжем искусств, работа над ним велась два года.
Татьяну Николаевну любят и уважают ученики, они её всегда помнят и не устают благодарить — а это дорогого стоит. Помимо своих родных «клубников» и «народников», она многие годы занималась со студентами отделений «Библиотековедение», «Живопись», «Тувинские национальные инструменты», «Теория музыка», «Хореография».
С 2000 по 2009 г. Т. Н. Намай работала художественным руководителем ДК «Енисей и 1 июня 2000 года впервые собрала солдатских вдов, организовала большой праздник. Успешно работала в ТЮЗе, театре, ВСГАКИ, общеобразовательной школе №14.
Впервые с ТЮЗом соприкоснулась, когда проходила там практику, ею поставлен дипломный спектакль «Чудеса в полдень» Г. Мамлина под руководством режиссёра З. Ф. Саая. Работать в нём постоянно начала с сентября 1973 года, поставила сказку Елисеева «Вредный витамин» (был показан 15 раз и снят для телевидения), спектакль А. Кузнецова «Ночь перед дуэлью» 11 показов, Крылов «Урок дочкам». Представления пользовались успехом, как и у самых маленьких зрителей, так и у взрослых. Некоторые её тюзовские ученики стали профессиональными актёрами и работают за пределами Тувы. Как актриса, играла в спектаклях Гарсиа Лорка «Дома Бернарда Альбы» (постановка А.Чадамба) в роли Бернарды; в сказке А. Островского «Снегурочка» роль старухи Бабарихи. До сегодняшнего дня ведет сценическую речь у юных артистов.
В 90-е годы Т. Н. Намай работала режиссёром русской труппы в Музыкально-драматическом театре им. В. Кок-оола, поставила спектакли: сказку «Звездные мастера» и «Кадриль».
Все благодарности и грамоты Татьяны Николаевны — за добросовестное отношение труду, в деле воспитания подрастающего поколения, за хорошую работу в подготовке специалистов. Единственная в Туве имеет грамоту от Комитета Мира, подписанную Генрихом Боровиком за поэторию «Сохраним Землю» композитора Бориса Нухова, слова Владимира Серен-оола. Поэторию читали на конкурсе в Москве, объявленном Комитетом Мира.
Кроме того, Татьяна Николаевна замечательный репетитор, умеет подготовить любого к выходу на сцену, настроить артиста, чтобы исполнить песню в характере, найти нужный образ. Ещё одно очень важное качество Т. Н. Намай — она педагог-наставник, рядом с ней комфортно работать любому молодому преподавателю, она очень мягко и деликатно поможет пройти через жизненные и педагогические трудности.