Посвятила большую часть своей жизни тувинской культуре и по праву является ярчайшей, фигурой в истории развития академического пения в республике
Калинина Серафима Андреевна
Родилась 25 апреля 1931 г. в г. Сыктывкаре Коми АССР. Закончив школу, поступила в Московскую государственную консерваторию на национальное отделение, где готовили кадры для развития профессионального искусства в национальных республиках СССР и РСФСР. В те годы особое внимание к развитию национальных территорий огромной страны было возведено в ранг государственной политики, становление всех форм академического искусства в этих республиках активно поддерживалось, а талантливая молодежь была под особым контролем ведущих учебных заведений страны. Поэтому некоторые требования учебного процесса часто смягчались в пользу сохранения национального контингента консерваторий – ради той высокой цели, о которой говорилось выше. Тем не менее, способности С.А. Калининой и личные качества позволили ей не уступать ведущим студентам консерватории и продолжить своё образование дальше, в ассистентуре-стажировке (что для исполнителей равноценно поствузовской аспирантской форме образования).
Голос Серафимы Андреевны следует классифицировать как лирико-драматическое сопрано. Она училась в классе Д. Б. Белявской, которая была ученицей М.В. Владимировой. В свою очередь, Владимирова училась у Мазетти и совершенствовалась в Париже у профессора Пуайе. Таким образом, четко прослеживается исполнительская европейско — русская певческая школа Калининой, которую учили по методике Мазетти. Естественно, что лучшие традиции своей школы она передавала впоследствии своим ученикам.
Приехав в Туву с маленьким сыном Андреем в 1963 году, она сразу начинает преподавать дисциплины «Постановка голоса» и «Сольное пение» студентам недавно открытого Кызылского музыкального училища, куда часто поступала молодежь из отдаленных районов, воспитанная в традициях народного пения.
Народный вокал, с характерным своеобразным «зажатым» голосом, чрезмерным напряжением мускулов голосового аппарата, шеи и лица, певческой манерой звукоподачи сквозь зубы создавали перед молодым педагогом значительные трудности, связанные с необходимостью перехода на новое звучание. Воспитание академического стиля пения всегда требует от начинающих певцов большой упорной работы, исключительного терпения и настойчивости самого студента и преподавателя. Поэтому процесс учебы нередко был трудным и для студента, и для преподавателя.
В эти годы вместе с Серафимой Андреевной в училище работала её коллега, тоже выпускница Московской консерватории, Балдыжакова-Беднякова Людмила Ивановна, начавшая свою педагогическую деятельность немногим раньше. Наличие в молодом учебном заведении двух профессиональных преподавателей, несомненно, положительно сказалось на развитии вокального мастерства не только в учебной среде училища, но и в тувинской культуре в целом. Достаточно вспомнить, что Серафима Андреевна с преподавателем- хормейстером Робертом Лесниковым были первыми исполнителями дуэта Чечена и Белекмы из национальной оперы «Чечен и Белекмаа» Ростислава Кенденбиля. А исполнение Калининой романса Белекмы из той же оперы до сих пор может считаться эталонным.
Серафима Андреевна активно выступала на сцене, поддерживая прекрасную концертную форму. Ей аккомпанировали пианисты И. Чуфаров, Э. Тарасюк. Очень часто она выступала с оркестром народных инструментов И.Г. Минина. Были и выступления за пределами Тувы, например, в дружественной Монголии. Исполняла разные произведения: это были арии из опер, романсы, русские народные песни, тувинские песни и произведения советских авторов. Ее исполнение пленяло удивительной зачарованностью звучания, поразительной пластикой звуковедения. Воздушные, словно истаивающие окончания фраз, мягкость и прозрачность тембровых красок рисуют законченный художественный образ.
По классу «сольное пение» Серафимы Калининой закончили училище в разные годы такие известные сейчас артисты как: певец-бард Сергей Сокольников, солистка Тувгосфилармонии Софья Кара-оол, а также Галина Лопсан-оол-Махутова, которая работает в Улан-Удэ. При училище было открыто театральное отделение, студенты которого также получали обязательную вокальную подготовку: в классе С.А. Калининой учились Вероника Тюлюш (Чооду), Анзат Ооржак (Куулар), Александр Салчак. Многие воспитанники Серафимы Андреевны продолжали свое музыкальное образование в вузах страны.
Гордость Тувы — выпускница училища по двум отделениям (дирижеско-хоровому и вокальному) — Надежда Красная является ученицей Людмилы Ивановны Балтыжаковой и с 3 курса — Серафимы Андреевны. Неудивительно, что она продолжила своё обучение также в стенах Московской консерватории.
Занимаясь с молодыми певцами на уроках вокального мастерства, С. Калинина щедро делилась с молодежью секретами мастерства, стремилась передать бережное и трепетное отношение к романсам, ариям, стремление к совершенству и творческое горение — качества, которые позволяли ей самой достигать все новых и новых художественных высот. Постоянным концертмейстером в классе долгое время была Галина Зименкова.
Многие годы в училище существовал вокальный квартет «Аян», руководила которым С.А. Калинина (в составе ансамбля выступали: Алла Саратовкина, Вероника Чооду, Любовь Оюн, Мария Лопсан). Ансамбль часто гастролировал по республике, выступал в Иркутске и Красноярске, участвовал во Всесоюзном конкурсе советской песни в Свердловске.
К работе Серафима Андреевна всегда относилась ответственно, к ученикам — требовательно. Как настоящий вокалист академической закалки, отличалась профессиональным вниманием к внешнему виду, сохраняя долгие годы царственную походку, строгий облик и пышную прическу.
В 1992 году Серафима Андреевна покинула училище искусств и перешла работать в Тувинский музыкально-драматический театр им. В.Ш. Кок-оола, где вела постановку голоса у актеров до последних дней жизни. Её профессиональное кураторство сослужило отличную службу развитию природных данных и способностей таких известных сейчас артистов-певцов как Луиза Мортай-ооли Станислав Ириль – Лауреатов Премии Председателя Правительства РТ в области вокального искусства им. Х.Конгар за 2005 год. А артистка театра Эльвира Докулак поступила в конце 1990-х гг. на вокальный факультет Новосибирской консерватории, становясь, таким образом, преемницей С.А. Калининой в деле развития профессионального академического пения в Туве.
В начале 2004 г. Серафимы Андреевны не стало. Вспоминая педагога с теплотой и любовью, Софья Кара-оол-Дулуш, народная артистка Республики Тыва, лауреат международных конкурсов, солистка государственного симфонического оркестра им. В. Тока, Духового оркестра Правительства РТ в интервью газете «Центр Азии»: «Серафима Андреевна – очень значимый в моей жизни человек, я многому у нее научилась: и в певческом, и в человеческом плане… Удивительной женщиной была Серафима Андреевна. Так меня любила, что говорила: «Если бы ты была сиротой, я бы тебя удочерила». Она действительно была для нас, как мама. Испечет дома кучу пирожков и принесет студентам. Всегда переживала за нас, помогала в трудные минуты». Такое не забудешь.