«Жизнь в профессии»
Платонычева Алла Анатольевна, преподаватель первого поколения, проработавшая в его стенах 50 лет, свидетель и активный участник его становления и развития. С 18 августа 1960 года ее жизнь неразрывно связана с училищем. Работая с момента его основания, Платонычева А.А. стала своеобразным летописцем его истории, тщательно и с теплотой описывая события и людей: первых директоров, педагогов, выпускников, своих современников, свою семью и друзей – за что ей огромная благодарность. Зачастую воспоминания Аллы Анатольевны Платонычевой, опубликованные в газете «Тувинская правда» и методическом сборнике колледжа «Культура Тувы: прошлое и настоящее», являются единственным источником информации о событиях и людях ушедших лет.
Преподаватель колледжа, Е.Т. Бянкина пишет:
«Родилась Алла Анатольевна 12 декабря 1935 г. в молдавском городе Дубоссары. По окончанию школы без единой «четверки» девушка получила серебряную медаль, что дало ей право без экзаменов поступить в пединститут в Горьком, который успешно окончила и получила распределение в Тувинскую автономную область.
Только 2 записи в Трудовой книжке после окончания Горьковского педагогического института им. А.М.Горького (теперь Нижегородская Академия им. К. Минина):
- 1958 – 1960 гг.: Ак-Туругская средняя школа Улуг-Хемского района. Учитель русского языка, литературы, истории, изо.
- 1960 – 2010 гг.: Кызылское музыкальное училище, переименованное в Кызылский колледж искусств им. А.Б. Чыргал-оола. Учитель русского языка, литературы, истории, изо.
В 1960 году в Кызыле по решению Управления культуры открывают музыкальное училище. Директор, первый профессиональный тувинский композитор Алексей Боктаевич Чыргал-оол по личной рекомендации своего товарища Тюлюша Кызыл-оола, молодого писателя и журналиста, с которым Алла Анатольевна начала сотрудничать еще в Ак-Туруке для редакции газеты «Шын», лично пригласил молодого педагога на работу по специальности широкого профиля.
Годы активной и плодотворной работы в училище, позднее, колледже, связанные не только с преподаванием, но руководящей работой: заместитель директора по учебной работе, секретарь комсомольской (на начальном этапе существования училища), а затем и парторганизаций, заведующая художественным отделением, председатель предметно-цикловой комиссии общеобразовательных и социально-экономических дисциплин. Алла Анатольевна радуется, что стала сопричастной к широкому кругу людей и событий, с ними связанных. Это и первый выпуск студентов, и создание Огневым А.К. ансамбля «Чечек», ставшего основой профессионального ансамбля «Саяны»,и активные выступления наряду с другими преподавателями, энергичными пропагандистами музыкального искусства в лекциях-концертах Народного университета культуры, и ознакомительная практика для учащихся художественного отделения в города Москва и Ленинград, и открытие отделения библиотековедения и многое другое.
Главное то, что в череде всех этих лет она всегда оставалась и остается до сих пор педагогом, уроки которой запомнили на всю свою жизнь ее многочисленные студенты. Ее «ребята» всегда знали главный слоган преподавателя: «лишних знаний не бывает». И в большинстве своем, как пишет сама А.А. Платонычева, тянулись к знаниям, читали рекомендованные произведения, с удовольствием работали над рефератами и курсовыми, выступали на студенческих конференциях. Впрочем, наверное, не ошибусь, если скажу, что в настоящее время среди педагогов, выпускников нашего колледжа, нет никого, кто бы не учился у Аллы Анатольевны.
Единой мыслью всех ее учеников было то, что она была «легендарным педагогом», «неутомимым, всесторонне развитым человеком», являясь примером высокого мастерства, которую отличают поражающее великолепное знание своего предмета, «глубокая эрудиция», «ясность и широта взглядов», умение легко объяснять трудное, сделав его доступным. Алла Анатольевна так давала свой предмет, что те знания остались в памяти до сих пор, будь то литературные произведения, либо грамматические правила русского языка, либо название произведений изобразительного искусства. Хотя была очень строгим и требовательным педагогом. Не терпела опозданий и пропусков. Чтобы получить у нее хорошую оценку, приходилось долго и кропотливо заниматься в библиотеке, много читать, учиться анализировать. Даже, порой, некоторые были не согласны с тем, что, например, подготовка к уроку литературы занимала больше времени и отнимала много сил, чем к уроку по специальности, ведь «готовились быть не филологами, а музыкантами».
Время, как сейчас признаются бывшие студенты, поставило все на свои места, отсеяло слабых и недобросовестных, а количество превратило в качество. В то качество знаний по литературе, которым блистали уже при поступлении в высшие учебные заведения не только республики, но и за Саянами, удивляя и поражая своим глубоким знанием предмета экзаменаторов.
Своими знаниями делилась Алла Анатольевна не только со студентами училища. Ее неоднократно приглашали читать лекции и вести практикумы по методике преподавания в Институт усовершенствования учителей. Работала в филиале Московского института культуры, вела выразительное чтение на кафедре русского языка в Кызылском пединституте, даже работала на полставки ассистента кафедры литературы, куда ее настойчиво приглашали перейти в штат на постоянную работу с последующим поступлением в аспирантуру, посвятив себя научной работе.
Тщательно изучала тестирование еще с 90-х годов, анализировала задания ЕГЭ. Всегда была в курсе последних документов министерства культуры и просвещения, образовательных стандартов. И консультировала по ним своих коллег.
Когда в училище поступили первые монгольские студенты, ни слова не говорившие по-русски, Алле Анатольевне пришлось с нуля разрабатывать методику их обучения, сочиняя программы, разрабатывая дидактический материал и разговорники. И концу обучения все ребята свободно заговорили по-русски, знали основные грамматические правила и умели ими пользоваться.
Став полноправными членами педагогического коллектива колледжа, многие бывшие выпускники, у которых отношения «ученик-преподаватель» сменились на дружеские, шли к ней за советом, как к наставнику. «Справедливая, честная, принципиальная, преданная своему делу, умеющая отстаивать интересы коллектива и свое мнение, коммуникабельная, сильная личность во всех отношениях, эрудит с широчайшим кругозором», — так отзываются о Платонычевой А.А. ее бывшие коллеги, признаваясь, что не всегда и не всех устраивала ее принципиальная, порой даже суровая позиция.
«Ветеран труда», «Отличник культуры СССР», «Заслуженный учитель Тувинской АССР» и многочисленные медали и грамоты – это уже оценка государства труда учителя.
Не была «учительским сухарем». Субботники, веселые капустники и тематические вечера, выезды на природу – Алла Анатольевна с радостью была в гуще этих мероприятий.
С 2011 года Алла Анатольевна живет в Абакане. Абаканский период её деятельности можно назвать скорее не столько педагогическим, сколько журналистским: она продолжает сотрудничество с газетой «Тувинская правда», по заказу хакасских коллег пишет методические статьи о проблемах ЕГЭ, вопросах преподавания литературы в свете новых ФГОС. К ней обращаются сегодняшние школьники за консультациями при подготовке к выпускным экзаменам. А бывшие студенты художественного отделения, сейчас уже маститые художники, всегда рады видеть своего педагога на персональных выставках, чтобы услышать ее объективную оценку.
Итак, жизнь в профессии продолжается».