«Я довольна своей работой и горжусь своими учениками. Мир музыки огромен, научить ребёнка или взрослого человека любить ее, обучить играть на своём инструменте, который пришел от наших предков – сложное и достойное дело»
Оюн Алина Александровна, преподаватель по классу игила, бызаанчы родилась 1 июля 1953 г. в городе Чадаана Дзун-Хемчикского района, в многодетной семье. Отец Ондар Александр Санданович, заслуженный работник культуры Тувинской АССР, автор сборника песен «Белек», широко известных в Туве. Много лет он трудился учителем родного языка и литературы, вёл пение и рисование в общеобразовательной школе. Мать Долчун Седеновна, ветеран труда, обладательница медали «Мать героиня», работала воспитателем в Бора-Тайгинской школе-интернате. В творческой семье музыка всегда была неотъемлемой частью жизни. Дома имелись домры, баяны, чадаганы, балалайки, духовые и ударно-шумовые музыкальные инструменты. Мать прекрасно пела, обладая высоким, сильным, мелодичным сопрано.
В детстве Алина, как старшая дочь, была главной помощницей родителей. Отец воспитывал своих семерых детей строго, поэтому Алина выросла скромной и работящей, умела делать все домашние и хозяйственные дела.
В то время художественная самодеятельность носила массовый характер с характерным идеологическим подходом к вовлечению народа в самодеятельное творчество. Под руководством отца создавались оркестры, хоры и ансамбли. Вечерами, после работы, у них дома часто собирались односельчане, чтобы репетировать концертные выступления. На конкурсах художественной самодеятельности занимали только первые места, выезжали на гастроли с концертными номерами по районам республики.
Заметив музыкальный талант дочери, отец стал учить ее игре на баяне. В 13 лет Алина уже самостоятельно подбирала музыку к песням, была аккомпаниатором на школьных мероприятиях и танцевальных вечерах в сельском доме культуры. В те времена танцы проходили под сопровождение баяна, а этот инструмент имелся только у отца Алины. Взрослые и школьники часто приглашали его провести то или иное мероприятие. Дневные мероприятия проводил отец, а на вечерних танцах часто приходилось играть юной Алине. В таких случаях ей приходилось быстро учить новые современные песни.
В 1971 г. Александра Сандановича пригласили на работу в общеобразовательную школу с. Суг-Аксы. На новом месте работы он также создавал самодеятельные ансамбли, хоры и оркестр, и первыми помощницами отца были Алина и её мать. В 1972 г. молодую девушку назначают музыкальным руководителем дома культуры Сут-Хольского района. Неудивительно, что, окончив школу, она решает связать свою судьбу с музыкой.
В 1974 г. Алина поступает в училище искусств на отделение народных инструментов по классу бызаанчы. Заведующим отделением и дирижёром оркестра народных инструментов был в то время знаменитый преподаватель И.Г. Минин. Педагоги по специальности часто менялись, и многие из 18 однокурсников, поступивших на тувинские народные инструменты, постепенно стали переводиться на другие специальности. Алина стала просить перевести и её тоже, но Иван Григорьевич уговорил остаться на той же специальности. Часто педагогов замещал сам заведующий отделением. Фанатик своей работы, преданный делу педагог, он сам начал изучать бызаанчы, потом предложил играть на китайском народном инструменте – хуучире.
Преподаватели по специальности были в основном скрипачами, работавшими в симфоническом оркестре, приехавшие из-за Саян. Их частую смену, наверное, можно объяснить тем, что скрипка и хучир были совершенно разные инструменты по всем параметрам (положение инструмента, постановка обеих рук, взятие смычка – ладонь вниз на скрипке и ладонь вверх на хучире, пальцы левой рук – нажимали на гриф и прикасались к струне). Объединяло их только наличие смычка, и то есть большая разница – смычок на хучире и бызаанчы продет между струнами.
В 1978 году Алина Александровна получила диплом училище искусств и стала первой выпускницей, которая получила квалификацию «преподаватель по классу бызаанчы». По направлению уехала работать преподавателем тувинских национальных инструментов в детской школе искусств г. Чадаана, под руководством известного мастера и преподавателя К.Ч. Тамдына.
В том же году молодого музыканта приглашают на работу во вновь созданный оркестр национальных инструментов государственного ансамбля «Саяны», и с 25 сентября 1978 г. Алина Александровна, вместе с однокурсниками, окончившими училище искусств, начала работать артисткой оркестра.
Работа в «Саянах» была очень насыщенной и интересной. Алина Александровна со своим спокойным, трудолюбивым и дисциплинированным характером сразу влилась в творческий коллектив, играла на фольклорном бызаанчы.
Оркестр национальных инструментов не только аккомпанировал танцевальной группе и солистам, но и имел самостоятельный репертуар: обработки тувинских народных мелодий, пьесы современных композиторов разных национальностей. Ездили на гастроли в разные страны: Чехословакия, Болгария, Румыния, Куба, Монголия, Япония и города России. Особенно желанными гостями были они в районах родной Тувы.
В ансамбле она встретила своего спутника жизни Оюна Кожер-оола, по характеру очень мягкого, отзывчивого и трудолюбивого человека. Один из первых артистов танца ансамбля «Чечек» (позже «Саяны»), стоял у истоков этого коллектива, заслуженный работник культуры республики Тыва Кожер-оол Антонович всегда поддерживал жену и высоко ценил ее работу. Они вырастили и воспитали троих замечательных детей. Внучка Тензина, учащаяся музыкальной школы-студии при колледже искусств, смышленая девочка, очень похожая на дедушку, сможет достойно продолжить семейную династию.
В 1989 г. Т.Т. Балдан, хорошо знакомая еще со студенческих времен, случайно встретившись с Алиной Александровной, пригласила ее послушать экспериментальный оркестр ГПТУ-4, которым она в то время руководила. Коллектив произвел впечатление, там было много национальных инструментов: чадаганы, дошпулуур, чанзы и 4-х струнные фольклорные бызаанчы, а также бызаанчы Балдана Чимитовичат Гомбоева.
Увлеченные идеей создания оркестра тувинских национальных инструментов, музыканты все чаще стали собираться втроем в мастерской Гомбоева. Его идеи о реконструкции и модернизации тувинских инструментов, создание оркестра, открытие отделения национальных инструментов в училище искусств глубоко запали в сердца Татьяны Туматовны и Алины Александровны.
А.А. Оюн вспоминает: «По приглашению Татьяны Туматовны я стала часто приходить в мастерскую Балдана Чимитовича, и мы вместе советовались, как лучше сделать тот или иной инструмент и каким должен быть оркестр? Главной целью нашей работы было создание оркестра. За полтора года работы мастер подготовил семейство игил, бызаанчы, дошпулуур и чадаган».
Мастерская Гомбоева стала в прямом смысле «творческой мастерской», где появлялись новые идеи, задумки в процессе дискуссий и обсуждений. Балдан Чимитович и Татьяна Туматовна хотели, во что бы то ни стало, создать национальный оркестр.
В 1991 г. в Кызылском училище искусств открывается отделение тувинских национальных инструментов. Очень помогли в открытии С.М. Бюрбэ, тогда уже известный композитор и директор училища того времени В.В. Нагорный.
Первым педагогом, которого пригласила Т.Т. Балдан на работу по классу игила и бызаанчы, была А. А. Оюн. Она была уже готова уйти в неизвестную, трудоемкую педагогическую работу, в 37 лет сменить привычный уклад жизни. Явный педагогический талант, унаследованный от педагогов-родителей; добрый, спокойный, трудолюбивый, терпеливый и характер, настойчивость – все это помогло стать хорошим преподавателем. С 1991 г. она вела класс 3-х струнного модернизированного бызаанчы. Из-за отсутствия преподавателя по классу игил, самостоятельно освоила два для неё новых инструмента – игил альт и игил бас, изучила репертуар каждого инструмента.
В данный момент хорошо владеет четырьмя ключами – скрипичным, альтовым, теноровым и басовым.
Воспоминания Алины Александровны, стоявшей у самых истоков отделения, являются бесценными свидетельствами истории колледжа, показывают, какие трудности пришлось преодолеть двум музыкантам-энтузиастам, фанатично преданным своему искусству.
«В 1991 году, когда открылось отделение тувинских национальных инструментов, мы не имели ни репертуара, ни методики преподавания. Начали работать, опираясь на методику игры на виолончели, скрипки. Параллельно с училищем я работала в Республиканской школе искусств одарённых детей преподавателем по классу игил.
Всякая работа вначале трудна. На нас со всех сторон сыпались обвинения и укоры, что мы всё делаем неправильно. Наши инструменты были модернизированные, особенно много было нелестных отзывов от мастеров-изготовителей республики. С одной стороны, их понять можно — инструменты были действительно непохожими на исконные фольклорные игилы и бызаанчы. Но нашей задачей было создание оркестра. Некоторые даже предлагали закрыть отделение тувинских национальных инструментов. Такие разговоры шли до второго выпуска.
С 1998 года с помощью нашего выпускника, мастера Тамдын Алдара Константиновича, наши инструменты постепенно приобрели свой исконный вид.
Постепенно расширился репертуар, разработаны курс лекций, методики обучения игре на инструменте бызаанчы и игиле (рукопись), рабочие программы для ДШИ и колледжа, разработаны в соавторстве с педагогами отделения учебно-методические комплексы. В настоящее время мною разработано учебное пособие «Бызаанчыга – эге ѳѳредиг» (Начальное обучение игре на бызаанчы), «Школа игры на игиле». Все методические рекомендации опробированы на собственном опыте работы».
Алина Александровна и в настоящее время является незаменимым педагогом по специальному классу бызаанчы и игила. Требовательный, дисциплинированный, вдумчивый, добросовестный педагог, умеющий найти индивидуальный подход к каждому студенту.
«На отделение поступают талантливые ребята без музыкального образования, и преподавателям приходится за четыре года обучения успеть дать им соответствующий уровень образования колледжа, на уровне других музыкантов. Как говорила Татьяна Балдан «Мы начали – продолжать вам».
А. А. Оюн является педагогом известных музыкантов Тувы, отмеченных высокими званиями и наградами: Алдара Тамдына, Игоря Кошкендея, Бады-Доржу Ондара, Монгун-оола Ондара, Радика Тюлюша, Шончалай Ооржака, Начына Чооду, Аян-оола Сам и других. Её выпускники работают в Национальном оркестре Министерства культуры РТ, входят в состав таких известных ансамблей, как «Чиргилчин», «Тыва», «Тыва кызы», «Саяны», работают преподавателями детских музыкальных школ республики.
Награды Алины Александровны скромны по сравнению с заслугами ее учеников: почётная грамота Российского профсоюза работников культуры (2006 г), нагрудный знаком Министерства культуры Республики Тыва за выдающийся вклад в развитие культуры и искусства Республики Тыва, (2013 г.), за безупречный, подвижнический труд в деле воспитания молодёжи удостоена звания «Заслуженный работник культуры Республики Тыва» (2014 г.).