Одна из ключевых фигур в истории развития Кызылского училища искусств. Имея лишь среднее специальное музыкальное образование, он был универсалом в своем деле: талантливым организатором, прекрасным педагогом, ярким исполнителем-домристом, опытным аранжировщиком. Основной его заслугой является создание ряда оркестров в г. Магнитогорске и развитие оркестрового исполнительства в Туве. Где бы он ни работал, всюду музыкальная жизнь приобретала новый темп движения, новое наполнение. Все перечисленные успехи стали возможными благодаря поразительным качествам личности — музыканта, дирижера, организатора, педагога.
Минин Иван Григорьевич — оркестровый дирижер, преподаватель.
Родился 8 апреля 1918 г. в г. Бийске Алтайского края в многодетной семье, где был младшим ребенком. Его отец по профессии — строитель мостов, мама — домохозяйка. Это была творческая семья: мама была прекрасной певуньей, папа обладал способностями художника. В доме «жили» такие инструменты, как балалайка и гитара, которые Иван освоил еще в детстве самостоятельно. В 1933 г. семья переезжает в г. Магнитогорск Челябинской области, где разворачивалось строительство комбината и молодого города металлургов.
В 1936(35) г. Минин поступает в Свердловское музыкальное училище одновременно на два отделения (народное и духовое): по классу домры (преп. В. В. Знаменский) и классу трубы, курс изучения которой им не был закончен по состоянию здоровья.
Годы учебы в музыкальном училище Иван совмещает с работой электрика на комбинате Уральского завода тяжелого машиностроения. Учась на третьем курсе, он впервые в своей практике создает самодеятельный оркестр русских народных инструментов при этом заводе.
После окончания училища И.Г. Минина направляют на работу во вновь открывшееся в г. Магнитогорске музыкальное училище им. М. И. Глинки, где он и начал педагогическую деятельность как преподаватель класса домры и руководитель оркестра русских народных инструментов.
В этом же 1940 г. Ивана Григорьевича призывают в армию для прохождения действительной службы в артиллерийскую часть. Там он организовывает небольшой оркестр. Являясь его руководителем, создает концертный репертуар, с которым они выступают в ближайших воинских частях. Часть, в которой служил Минин, находилась в городе Белостоке (до войны территория Белорусской ССР, ныне — территория Польши) на западной границе нашей Родины. И именно эта местность, в числе прочих приграничных районов, оказывается вовлеченной в боевые действия в 1941 г.
Так случилось, что с начала войны он попадает в плен и до 1944 г. содержится в концлагерях Польши, а затем Германии. Находясь в плену, он помогает одному умельцу, сделавшему балалайку, рассчитать на ней лады. Этот случай подтверждает несгибаемость духа русского солдата вообще, а Ивана Григорьевича в частности. За время нахождения в плену он совершает пять-шесть побегов, последний из которых (во время наступления Красной Армии) оказался успешным. Впоследствии Минин становится командиром расчета артиллерийского орудия. С этим расчетом, пройдя I Белорусский и II Украинский фронт, он заканчивает войну. Боевые заслуги И. Г. Минина были отмечены наградами: орденом Отечественной войны I степени; медалями — «За отвагу», «За взятие Варшавы», «За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных сил СССР».
Демобилизовавшись из армии в 1945 г., Иван Григорьевич остается еще на один год в Германии. Несмотря на то, что закончилась война и перед немецким народом и русскими солдатами, находящимися там, стояло очень много трудных задач, творческая личность находит возможность реализовать свой потенциал. Это выразилось в том, что он создает оркестр русских народных инструментов при воинской части г. Замброва (ГДР).
В 1946 г. И. Г. Минин возвращается в Магнитогорск, уже ставший для него родным городом, и со свойственной ему энергией берется за любимое дело. Артиллерист, не забывавший народную музыку в трудные военные годы, в мирной жизни щедро дарил эту любовь окружающим его людям. На всех хватало его энергии, трудолюбия и целеустремленности. Это и музыкальное училище им. М. И. Глинки, и Дворец культуры металлургов, и общеобразовательная школа № 21 и т. д.
В короткий срок при Дворце культуры металлургов Минин создал два больших коллектива: «взрослый» оркестр русских народных инструментов (из 90 человек) и детский (40 человек).
Многие из воспитанников оркестра продолжили свое образование в музыкальном училище в классе И. Г. Минина, где он проработал до конца 1950-х гг. Энтузиазм его был настолько высок, он так был увлечен своей работой, что заражал всех окружающих любовью к народной музыке, а учеников — к выбранной ими специальности.
В 1956 г. решением Магнитогорского горисполкома Минин был назначен директором музыкальной школы № 1. Оркестр музыкальной школы под его руководством поражал выучкой, слаженной, виртуозной и яркой игрой. В репертуаре коллектива были такие произведения, как «Танец с саблями» А. Хачатуряна из балета «Гаянэ» и любимая им увертюра к опере «Руслан и Людмила» М. Глинки. Несмотря на сложность произведений, Иван Григорьевич добивался от оркестрантов исполнения в нужном темпе и с филигранной отточенностью исполнения. Он много сделал для этой школы и как директор.
С 1961-го по 1963 г. Минин работал заместителем директора по учебной части в Магнитогорском музыкально-педагогическом училище.
В 1963 г. по приглашению Абаканского музыкального училища Иван Григорьевич вместе со своей семьей (женой и сыном Володей) переезжает в Сибирь.
Три года в Абакане. А с 1966 г. — большой период деятельности (почти 30 лет, вплоть до самой кончины в 1994 г.) в Кызылском училище искусств в качестве дирижера оркестра русских народных инструментов, преподавателя по классу домры, духовых и национальных инструментов.
Уровень личности Ивана Григорьевича Минина, его заслуги были столь значительны, что сразу по прибытии в Туву его назначают руководителем и дирижером оркестра русских народных инструментов Тувинской АССР на базе училища искусств. Участниками оркестра были студенты различных отделений, и занимались они с большим желанием и удовольствием.
Бывшие студенты вспоминают, что на первое занятие Иван Григорьевич пришел с уже расписанными партиями, инструменты им были заранее проверены и настроены. Так как он всегда сам расписывал партии музыкальных произведений, до сих пор, по прошествии долгих лет, участники оркестра отлично помнят его почерк: четкая, крупная нотная запись, удобная для зрения, проставленная динамика и в трудных местах даже аппликатура. На протяжении более 20 лет работы с оркестром не допускал опоздания даже на 1-2 минуты. Сам приходил за 15-30 минут до занятия и требовал такой же пунктуальности от студентов. На своем примере Иван Григорьевич приучал их к дисциплине, за что многие из его учеников ему до сих пор благодарны. В течение года каждый участник оркестра разучивал до 40-50 партий.
Как человек, Иван Григорьевич обладал большой силой воли, мог подчинить себе коллектив, внушить настойчивость в преодолении трудностей. Работал интеллигентно, спокойно, сосредоточенно. Отношение к ученикам было почти отцовским. Он заботился о бытовой стороне жизни своих воспитанников, организовывал их самостоятельные занятия.
Им была проведена большая работа по организации оркестра и созданию концертного репертуара, который состоял из его собственных обработок и инструментовок. Уже через год работы сводный оркестр под его руководством достиг настоящего профессионализма.
В 1967 г. коллектив выезжает на Зональный смотр Всесоюзного фестиваля самодеятельного искусства городов Сибири и Дальнего Востока в город Новосибирск. Жюри — за отличное исполнение концертной программы, а также сопровождение солистам, хору и хореографическим номерам ансамбля песни и танца «Чечек» отделения КПР Кызылского училища искусств (рук. — А. К. Огнев, Р. Н. Лесников) — присудило сводному оркестру Тувинской АССР первое место, отметило дипломами лауреатов. Это — второе признание Ивана Григорьевича на конкурсах Всесоюзного масштаба.
В 1972 г. республиканским оргкомитетом И. Г. Минин был утвержден музыкальным руководителем и главным дирижером концертной программы Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности, посвященного 55-летию образования СССР. Она успешно исполнялась на зональном смотре в Сибири в г. Иркутске. За высокое исполнительское мастерство конкурсной программы Тувинской АССР жюри присудило первое место и отметило дипломом лауреата Всероссийского смотра 1972-1973 гг.
Сразу по приезде в Туву Ивана Григорьевича заинтересовали самобытные национальные инструменты. Его мечтой было возродить и усовершенствовать эти инструменты, ввести их в оркестр русских народных инструментов и добиться более слаженного совместного звучания. Музыкант советовался с местными мастерами, в частности, с Константином Тамдыном из Чадана. Не хотелось ему слепо повторять опыт киргизов, якутов, казахов, хакасов, монголов и бурят. В частности, для этого он специально ездил в г. Алма-Ата слушать Государственный оркестр Казахстана им. Курмангазы.
Его мечта реализовалась в 1973 г.: на музыкально-экспериментальной фабрике за основу были взяты импортные китайские чанзы и для них изготовлены новые грифы. Постепенно создалось семейство щипковых национальных инструментов (малые, альтовые чанзы), которые сразу были введены в оркестр вместе со смычковыми бызаанчы с целью усиления национального колорита.
И уже с этим смешанным составом оркестра училища искусств Иван Григорьевич в 1974 г. рискнул выступить в рамках декады Тувинской литературы и искусства, которая была посвящена 30-летию вхождения Тувы в состав СССР и проходила на сцене Концертного зала им. П. И. Чайковского в Москве, со сложной программой. Уровень выступления оркестра был настолько высок, что члены жюри проверяли состав участников — нет ли среди них приглашенных профессионалов. Оркестр дал серию концертов в Москве, в частности, в Доме литераторов, посетил Звездный городок им. Ю. Гагарина.
В 1977 г. оркестр училища искусств принял участие в Сибирском зональном конкурсе, проходившем в г. Новосибирске во Дворце культуры им. В. Чкалова. Была исполнена программа: Н. Будашкин. Концерт № 1 для домры с оркестром (солистка – ЧечекСарыглар (Осур); П. Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». И вновь оркестр становится лауреатом первой степени. Члены жюри — композитор А. Новиков и профессор Московской консерватории Лебедев, судя по воспоминаниям, сказали: «Туве повезло, что там работает Минин». Иван Григорьевич получил специальный приз, а каждый участник оркестра — малую медаль.
Как руководителю и дирижеру оркестра ему приходилось делать большое количество инструментовок и переложений произведений тувинских композиторов. Среди наиболее известных в республике: пьеса «Челероюм» и симфоническая поэма А. Чыргал-оола «Алдан-Маадыр», «Аъдым» Р. Кенденбиля. Отдельную нишу в его репертуаре занимали песни военных лет. Не боялся браться за партитуры зарубежных и отечественных классиков (Бетховена, Листа, Чайковского и др.)
Талант организатора и дирижера ни в коей мере не умаляет его успехов как педагога. Об этом можно судить по огромному списку его выпускников (причем разных специальностей), многие из которых и сейчас работают в музыкальных школах и училищах республики и за се пределами.
Острая нехватка специалистов заставила взяться Минина И. Г. также за классы духовых и ударных инструментов. Во второй половине 1980-х гг. он руководил духовым оркестром. Успешная работа в этом направлении помогала в его экспериментах по введению ряда медных духовых в оркестр народных инструментов, что позволяло исполнять некоторые симфонические партитуры (например, фортепианный концерт Грига).
Можно отметить, что приоритетным направлением в работе И.Г. Минина было, прежде всего, создание оркестрового коллектива. Он сам считал, что, если будет хороший оркестр, будут и солисты. Везде, куда приходил работать И. Г. Минин, появлялись и развивались оркестры. Он лично создал не менее пяти самодеятельных оркестров русских народных инструментов (два из которых стали известны всей стране благодаря снятому о них киносюжету) и не менее пяти профессиональных коллективов.
Большая часть его творческой биографии связана с Тувой. Молодая, только формирующаяся тувинская музыкальная культура предоставила Ивану Григорьевичу широкое поле для реализации его творческого потенциала. Именно здесь круг его интересов выходит за рамки русского народного оркестра, он экспериментирует, вводя духовые и усовершенствованные тувинские национальные инструменты в традиционный состав народного оркестра.
Вклад его в музыкальную культуру нашей республики не ограничивался только педагогикой, он выступал как организатор музыкальной жизни, проводя вместе со своим оркестровым коллективом огромную концертную и просветительскую работу. Многогранный талант этого человека во многом сформировал историю тувинской музыкальной культуры вообще и Кызылского училища искусств в частности.
В 1968 г. труд И. Г. Минина был отмечен званием «Заслуженный работник культуры Тувинской АССР». Впоследствии его заслуги были оценены двумя медалями — «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд», значком Министерства культуры СССР «За отличную работу». И, наконец, в 1988 г. Минину было присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР».