«ЧЕЧЕК» – НАДЕЖДА И ОПОРА
Время диктует своё. На дворе уже 60-е годы XX века. В республике в расцвете художественная самодеятельность и по всей Туве проходили различные конкурсы и фестивали с участием самодеятельных артистов. Талантливая молодежь поступает учиться в Кызылское музыкальное училище.
Нагорный Виктор Васильевич,
Заслуженный работник культуры РФ и РТ,
директор Кызылского училища искусств им. А.Б. Чыргал-оола с 1982 по 2014 годы
Это было время необыкновенной энергии, общего культурного подъема в республике. Во-первых, открытие самого музыкального училища в 1960 году. Открывали Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль – люди, которые пришли из театра. Потом учебное заведение возглавил Алексей
Александрович Панов. В то время поступить в училище было не так-то просто, конкурсы были по 4-5 человек на место на каждое отделение. Особый отбор был на народное и клубное отделения. Обучались 4 года, за это время надо было научиться владеть каким-либо инструментом, танцем, изучить общие подходы к культурно-просветительской работе. Программы обучения были интересные, мощные. Вот с этого началось.
Одним из главных «зачинщиков» ансамбля «Чечек» был Роберт Николаевич Лесников. Он – отец-основатель, энтузиаст, работоспособный и ответственный человек. Роберт Николаевич – один из мастеров обработки хоровой музыки. Никто до него не обрабатывал тувинскую музыку для хора. И думаю, что не скоро такой мастер появится.
Анатолий Огнев – еще один из инициаторов создания ансамбля. Мы встретились с ним в городском ансамбле песни и танца, где был руководителем и на баяне играл. Там был сумасшедший хор – 60 человек, 4 баяниста и танцоров человек сорок. До сих пор не пойму, как он создал этот самодеятельный коллектив! Не пойму, как он уговаривал руководителей. Нашлись и те, кто городскому ансамблю помогал – пошить что-то, съездить куда-то с выступлениями. Как говорят сегодня, спонсоры нашлись. Огнев приходил и говорил: давайте мы Вам покажем, а вы мне помогите… И люди помогали!
Огнев – энтузиаст, талантливый руководитель. За что ни возьмется – у него всё получается. Городской ансамбль в то время был очень популярным. Когда Анатолия Огнева пригласили преподавать в училище, он загорелся что-нибудь создать, наподобие городского ансамбля, но уже на профессиональном уровне. Директор училища Алексей Александрович Панов поддержал идею Огнева.
Так появились совместный хор и танцевальная группа. Нужно было создавать программу. Раз программа – значит, надо название новому коллективу сочинить. Провели мозговой штурм и назвали «Чечек» («Цветок»). Ансамблю надо было выступать, поэтому, как каникулы начинаются, «Чечек» отправляется на выездные концерты.
Я был на вроде директора ансамбля. Это Панов так обозвал меня. Кормил наших артистов, беспокоился о транспорте, короче, выполнял обязанности администратора. Еще сумку с деньгами держал. Билеты продавали, а деньги мне сдавали. А я сдавал деньги в кассу училища, на эти деньги ансамбль существовал. Вот с этого начиналось…
* * *
Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны» в 2004 году в канун своего 35- летнего юбилея получил письмо от Саморокова Петра Михайловича. Предлагаем прочесть фрагмент его письма. Отметим, что это не просто письмо, а свидетельство человека, который оказался в нужное время в нужном месте, и благодаря которому произошло историческое событие в культурной жизни республики.
«В связи с приближающимся празднованием 50-летия советской власти в начале 1967 года в республике был подготовлен документ, смысл которого — это оказание помощи Туве в развитии народного хозяйства, культуры и искусства, народного образования и др. В окончательной разработке документа я не участвовал, лишь вносил предложения в данный проект.
10 мая 1967 года я приехал в Москву на семинар, созванный Министерством культуры России. На улице вдруг кто-то меня окликнул. Я обернулся и увидел председателя Совета министров нашей республики. Не могу вспомнить, но, кажется, это был Соколов.(В этот период председателем Совета Министров был М.К.Мендуме. Прим. Автора) Он говорит мне: — Как хорошо, что встретил тебя. Нужна твоя помощь. Я сейчас защищаю в Госплане просьбы республики по развитию народного хозяйства. Вопрос о создании филармонии и ансамбля снимается. Заходи после занятий в Госплан — потолкуем!
Это было 18 мая. Меня провели в какой-то кабинет и показали записку республики. Соколов сказал, мол, обрати внимание на параграфы с 18-го по 26-й. Здесь вопросы культуры. Читаю. На полях бумаги пометки, заключения специалистов. Смотрю пункты 23 и 24 о преобразовании с 1969 года КЭБа в филармонию и создании в 1969 году государственного ансамбля песни и танца. Рядом чьей-то рукой написано – «Исключить. Минкультуры РСФСР в принципе поддерживает эти предложения, но считает, что решать их надо по мере подготовки необходимых кадров и создания коллективов».
Соколов попросил написать убедительную, аргументированную записку по этим пунктам, мол, в Туве есть кадры и коллективы. Иначе, говорил он, нас не поддержат. Иногда сомневался – стоит ли писать, мол, у нас же нет ничего! Я возразил, как это нет! А ансамбль «Чечек» в музыкальном училище! Это вам ничего не значит, что ли? – чуть не вскрикнув, сказал я. И состав артистов, и репертуар, и оркестр, и костюмы — всё есть. Он лауреат конкурсов самодеятельного творчества в Новосибирске, Иркутске, Москве. А что касается филармонии, то ее давно надо было создать, продолжал я. У нас имеются артисты всех жанров, и, особенно, поющие. Будет государственный ансамбль – будет и филармония. Это последние мои слова.
«Вот и пиши об этом, — сказал Соколов — вот тебе бланк Совета Министров, на нём напечатаешь, здесь в Госплане, в машинном бюро», — заключил собеседник. Записку я подготовил, и подписал: «Заместитель министра культуры Тувинской АССР П.Самороков».( см.Приложение №2)
Получается, что к записке Петра Михайловича присмотрелись, прислушались и дали добро. Не окажись он в тот момент в Москве на семинаре – не встретился бы с заместителем Председателя Совета министров республики – вопрос о филармонии и государственном ансамбле был бы отложен на неопределенный срок. Но всё сложилось удачно, и началась работа по воплощению этой идеи. Пока на высоком уровне уточнялись детали, пока Министерство культуры Тувинской АССР главе с М.С. Хомушку готовило документы, решали вопросы с финансирование, ансамбль «Чечек» активно работал. Обновлялся репертуар, выезжали с концертной программой в районы.
Ансамбль «ЧЕЧЕК» в Кишиневе. 1968 г.
Стадион «Хуреш», 1968 год
Роберт Лесников на репетиции хора. Баян — Геннадий Чихачев
Группа хомусистов ансамбля «Чечек»: Монгуш Чочак-оол, Татьяна Дамдын (Соржу), Ирина Аранчал (Айжы), Энгин-оол Монгуш
Композиция «Рожденные Октябрем» в постановке Анатолия Огнева. Солисты — Галина Данзын, Анатолий Огнев.
г.Новосибирск, 1968 год. Петр Самороков, Роберт Лесников с артистами после Всесоюзного конкурса самодеятельных коллективов, где ансамбль «Чечек» стал Лауреатом.
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.