КЭБ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?
ВЕСНА – прекрасное время! Время перерождения, возрождения, рождения и начала… И очень символично, что именно весной 1969 года в Туве состоялось важное, большое и радостное событие – открылось новое учреждение. И сей факт дал мощный толчок в развитии национальной культуры и искусства.
На пустом месте, конечно же, что-либо начинать всегда трудно. Как говорят, всему есть начало — предпосылки к созданию и нового культурного учреждения, и нового коллектива витали в воздухе со времен концертно-эстрадного бюро (КЭБ).
Эта аббревиатура была очень знакома работникам культуры, и часто звучала с их уст, начиная с 1951 года. Именно эта структура занималась концертной деятельностью у нас в Туве. Материальная база желала лучшего, но, тем не менее, КЭБ выполняло свои полномочия, и проводило свою деятельность по направлениям: гастрольное, агитационно-пропагандистское, просветительское.
Концертно-эстрадное бюро могло самостоятельно заключать договора с тем или иным коллективом, артистом и они приезжали в республику на гастроли. Зрители того времени могли увидеть приезжих артистов кино и театра из-за Саян. Но в основном в концертную бригаду чаще приглашали артистов нашего национального театра.
Отсутствие кадров вносили определенную трудность в развитии концертной деятельности. Менялись условия и требования. До 1957 года концертно-эстрадное бюро относительно было самостоятельной структурой, но с образованием Всероссийского гастрольно-концертного объединения (ВГКО) КЭБ принимал гастролеров, направленных «сверху». Даже в республике стало трудно сотрудничать с театром, т.к. часто не совпадали графики работ, артисты отвлекались от основной деятельности. На тот момент только там были профессиональные певцы и танцоры, артисты разговорного жанра, которые могли принимать участие в концертной деятельности КЭБ.
Руководством республики было принято решение за номером 453 от 01 ноября 1957 года об объединении КЭБа с областным национально-драматическим театром. (см.Приложение №1). На тот момент это было правильным решением. Планирование более конкретное с учетом занятости артистов по основной деятельности. Для информации с 1955 по 1957 года директором КЭБа был Николай Кысыгбай.
Чтобы как-то исправить сложившуюся ситуацию по кадрам и во исполнение данного решения (пункт 2а) при театре открыли студию, где учились молодые ребята, в основном из числа активных участников художественной самодеятельности в Туве. В дальнейшем некоторые студийцы внесли свой вклад в период становления ансамбля «Саяны». Это Галина Сапогова и Сергей Монгуш, Анатолий Огнев и Батыр Ховенмей.
Студия при Облдрамтеатре, 1957 год. Руководитель — гл.режиссер театра Киссельгоф А.М. (третий справа).
Справа третий ряд: Батыр Ховенмей, Анатолий Огнев, четвертый Сергей Монгуш. Галина Сапогова — первая слева второй ряд.
Впоследствии Анатолий Кузьмич стал балетмейстером ансамбля «Чечек», затем был руководителем балетной группы ансамбля. Сергей Шагдырович – первый директор-администратор ансамбля, а Галина Сапогова и Батыр Ховенмей – первыми артистами балетной группы.
Бригады концертно-эстрадного бюро гастролировали не только по республике, но и за его пределами. И всё же желание, разговоры на самых разных уровнях и даже попытки по организации отдельной структуры, которая занималась бы концертной деятельностью, постоянно занимала всех заинтересованных лиц.
Студийцы Анатолий Огнев Батыр Ховенмей, 1958 год
Студийцы Галина Сапогова, Галина Сапогова — танцовщица балетной группы
Сергей Монгуш, 1958 год КЭБ при театре, 1965 год Надписи поменять местами
1968 год, Монголия. Алексей Боктаевич Чыргал-оол (в центре) с монгольскими артистами, а также с артистами КЭБ при театре (второй ряд слева: Сергей Монгуш, Сиин-оол Оюн, Лилия Хайдып, Батыр Ховенмей, Зоя Саая, Сайхо Монгуш (вторая слева) и артистом самодеятельного студенческого ансамбля «Чечек» (Кожер-оол Оюн – первый справа).
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.