1968 год. Начало лета. Как только в училище закончились занятия, студентам сообщили: ансамбль «Чечек» едет в Монголию, в Баян-Ульгийский аймак, где проживают монгольские тувинцы. Едут вместе с именитыми артистами, такими как Николай Олзей-оол, Максим Дакпай, Кужугет Хензиг-оол, и другие. Это был дружественный визит по приглашению монгольской стороны с большим концертом профессиональных и самодеятельных артистов Тувинской АССР.
О поездке к соседям ветераны ансамбля вспоминают с теплотой и улыбкой. Это сегодня мир открыт настолько, что Монголия уже не считается «заграницей». А тогда это был одним из первых выездов за пределы страны и тем более к тувинцам, о которых многие даже не слышали. Наивно думали, что тувинцы живут только в Туве. Все они были так молоды и неопытны, поэтому волнениям и внутреннему трепету не было конца. Действительно сильно волновались, но тщательно и с большой ответственностью готовились к выезду.
Из Кызыла выехали рано. На границе долго проходили контроль. Путь был неблизкий. Однообразный ландшафт… временами взбадривали сонное состояние неожиданно появившиеся люди! Откуда? Рядом не видно ни одного дома ни юрты. Только караганник вокруг! Они размахивали чем-то, предлагали купить или обменяться.
И вот показался сумон Сахил. Было уже поздно и пришлось заночевать в нем. Рано утром выехали в Баян-Ульгий, вновь ехали очень долго. Уже поменялся ландшафт – появились горы, перелески.
Прибыли в точку назначения лишь к вечеру. Артистов уже ждали с полевыми цветами, чаем, монгольскими угощениями. Впервые ели мясо, которое было приготовлено особым способом. Блюдо оказалось очень вкусным. Уставшие, но сытые все отправились в гостиницу.
С утра, после вкусного завтрака, началась совместная (с монгольскими артистами) репетиция торжественного концерта. Вечером зал был полон. После официальной части показали монгольско-тувинский концерт. Зрители принимали очень тепло, не раз вызывали на «бис».
Из-за кулис наши юные артисты с большим интересом смотрели монгольские номера. Воочию увидели танцы, которые отличались от тувинских. Инструментальная музыка – просто покорила: как виртуозно монголы играли на своих национальных инструментах! В то время национальных инструментов у ансамбля «Чечек», можно сказать, не было, и наши музыканты после концерта пробовали играть на инструментах хозяев. А наши танцоры учили движения и элементы монгольского танца.
Затем тувинских гостей пригласили на прием, где тоже много пели, танцевали. Вообще, монголы очень любят петь, поют все. Когда просили кого-нибудь спеть – они не заставляли ждать, сразу начинали. Пели задушевно и трепетно. В их исполнении прозвучали и советские песни: «Подмосковные вечера», «Катюша» и другие. Весь вечер звучали песни двух братских народов.
Высокие монгольские руководители не отставали: пели с большим энтузиазмом и задором. Подхватывали порой просто мелодии русских песен, так как не все знали слова. Были попытки тут же их разучить, но это оказалось не так просто. Было весело и непринужденно, и, конечно же, весь вечер звучали слова благодарности, говорили о дружбе и сотрудничестве.
На завтра ансамбль выехал в Ценгельский аймак, где живут монгольские тувинцы. В небольшом посёлке встречали женщины в национальных костюмах, с красивыми украшениями. Разговаривали на тувинском языке. Разница лишь в том, что в разговоре часто звучали исконно тувинские, древние слова, которые порой гости из Тувы не понимали. Потом ансамбль показал большой концерт, каждый номер принимался горячими аплодисментами. Обменялись подарками. Когда уезжали, одна женщина очень плакала, говорила, что давно мечтает побывать в Туве. Приглашали артистов в юрты, теперь уже хозяева пели им свои красивые песни. Это были тувинские песни. Присутствовали и дети, но они все стояли в сторонке, не мешая взрослым.
В то время границы были не столь открыты, даже при большом желании невозможно было помочь тем, кто хотел приехать на родину предков, в Туву. А сегодня происходят частые обмены делегациями, ученые имеют возможность изучать фольклор, обычаи и традиции тувинцев, проживающих не только в Монголии, но и в Китае. Этнические тувинцы из Монголии и Китая учатся в различных учебных заведениях в Туве.
Самодеятельный студенческий ансамбль работал в Монголии с прославленными мастерами тувинского искусства, поэтому ребята очень старались! В дни пребывания ансамбля «Чечек» в Монголии коллектив познакомился с молодым монгольским балетмейстером Лха Сурэном, выпускником ГИТИСа, который сопровождал артистов из Тувы, был всегда рядом. Танцы в его постановке, которые исполняли артисты Баян-Ульгийского театра, очень понравились тувинским гостям.
Позднее по приглашению руководителей Лха Сурэн приезжал в Туву для постановки новых танцев ансамбля. Первый – «Баятский танец». Пять десятков лет этот танец, задавая темп и настроение концерта, является одним из лучших номеров, вошедших в «золотой фонд» ансамбля. Второй танец – «Цветущий край «– интересная постановка монгольского балетмейстера не только по сюжету, но и по рисунку. Тоже имел огромный успех, его убрали из репертуара, когда появились тувинские танцы, похожие по смыслу и характеру.
«Баятский танец», постановка Лха Сурэна
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.