Хунаштаар-оол Ооржак родился в 11 сентября 1932 году в семье арата Ооржака, в местечке Мунгаш-Ак Барун-Хемчикского кожууна. Отслужив в Советской Армии, вернулся в родной Мунгаш-Ак, а затем с семьей переехал в Сут-Хольский кожуун. На протяжении многих лет Хунаштаар-оол Сурун-оолович работал чабаном. Находясь с отарой в долине, Ооржак как и многие другие чабаны напевал мелодии, придумывал собственные. Его пение привлекло внимание других чабанов и доярок. На тот момент Хунаштаар-оолу было 35 лет.
Работники культуры района сообщили в Кызыл, что в совхозе «Алдан-Маадыр» появился талантливый мастер горлового пения в стиле сыгыт и каргыраа. Приехал научный сотрудник ТНИИЯЛИ и записал пение Хунаштаар-оола Ооржака на магнитную ленту. Не прошло и полугода, как его имя стало известно всей республике.
В 80-х годах он выступал на Международном фестивале «Радуга-81», побывал на гастролях в Москве, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Париже, Багдаде и во многих других уголках мира.
Хунаштар-оол Сурун-оолович показал всему миру красоту тувинского хоомея. «Такой хоомейжи рождается раз в сто лет», — говорили о нем.
«С самого детства он научился искусству горлового пения в стилях сыгыт и каргыраа. Очень любил слушать исполнение Ооржака Болдуна. Он был отличным хоомейжи. В настоящее время я владею горловым пением в пяти стилях: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр. Сыгыт и борбаннадыр произошли от хоомея, каргыраа – от пения скворца, эзенги сродни каргыраа.
В каждом из этих стилей можно спеть на несколько голосов. Например: мастер горлового пения в стиле хоомей может исполнить его на три голоса, а мастер-исполнитель в силе сыгыт на три или два голоса. Виды их различны: 1) долгий (плавный, певучий), 2) широкий (просторный), 3) грудной.
Можно также исполнять горловое пение, не открывая носа и рта: 1) подражание мычанию, 2) колыбельная, 3) кочевое.
Все пять стилей Хунаштаар-оол Ооржак исполнял чисто. Особенностью творческой индивидуальности Х.Ооржака является это виртуозное владение всеми его видами и разновидностями, стилями и субстилями горлового пения
Горловое пение Хунаштаар-оола Ооржака тесно связаны с природой, с его родным уголком Сүт-Холем. В них переплелись и свист ветра, и шум вековых кедров, и журчание горных ручьев… на природе песня без слов (хоомей) звучал естественно и свободно, звуки ее таяли в голубом небе. Это была чистая и могучая мелодия гор, которая заставляла сердце учащенно биться в груди. Многие зачарованы этой мелодией…
У Хунаштаар-оола добрая душа. Он очень любил детей, никогда не поднимал голос на детей, и не вынуждал делать то, чему еще не готовы. Всегда давал ребенку время самому осмыслить свой поступок, прийти в определенному выводу и исправиться.
Удивительным в его исполнении было его дыхание; такое длинное, что может достичь при пении сыгыт 45 секунд.
Звания
- внесён в Государственную книгу «Заслуженные люди Тувы ХХ века»
- лауреат зонального конкурса самодеятельных артистов г. Новосибирска (1977)
- Народный хоомейжи Республики Тыва (1992)
Источники:
- Сузукей В. Ю. Хунаштаар-оол Сурун-оолович Ооржак // Хоомейжи Республики Тыва / В. Ю. Сузукей, Ч. С. Тумат. — Кызыл, 2015. — С. 32
- Сундуй М.М., Куулар Ч.Ч. Ооржак Хунаштаар-оол. – Кызыл, 1995. – с. 20-21
Фото из архива Центра развития тувинской традиционной культуры и ремёсел.
#хоомейжи #хөөмейжи #легенды_хоомея #легенды_горлового_пения