«Прошлое и настоящее — наши средства, только будущее — наша цель»
Блез Паскаль, литератор, философ
История народного творчества Тувы богата и разнообразна, так же как и история самой республики. Несмотря на слияние различных культур на территории современной Республики Тыва, национальное творчество коренного народа – тувинцев, ранее известных как урянхайцы – сохранило свою самобытность, благодаря бережному отношению к древним традициям и обычаям. Современное профессиональное искусство республики берет начало с самодеятельного искусства, тесно связанного с устным народным творчеством. За годы существования Тувинской Народной Республики (1921-1944гг.) народное творчество получило мощный заряд для развития. Именно бурный расцвет самодеятельного художественного творчества в 20-30-х годах XII века явилось толчком к открытию любительской театральной студии в 1936 году, переросшей, впоследствии, в первый профессиональный театр республики (ныне – Национальный музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола), ставший колыбелью для других профессиональных учреждений культуры.
После вхождения Тувы в состав СССР культурой в республике управлял культурно-просветительный отдел Тувисполкома, образованный в 1947 году. В целях осуществления общего методического руководства художественной самодеятельностью и народным творчеством Исполком областного Совета депутатов трудящихся 13 октября 1948 года принимает историческое решение под №488 «Об организации областного Дома народного творчества при областном отделе искусств», подписанное заместителем председателя Исполкома областного Совета депутатов трудящихся В. Седеговым. Так, с 1948 года при Министерстве культуры Тувинской автономной области появился отдел народного творчества. С этого момента и ведет отсчет истории Республиканский центр народного творчества и досуга Республики Тыва.
В 1949 году официально создан Дом народного творчества (ДНТ). Первым директором был назначен народный писатель Сергей Бакизович Пюрбю. При активном участии Дома народного творчества начали проводиться культурно-массовые мероприятия области, в том числе смотры художественной самодеятельности, различные выставки декоративно-прикладного искусства.
В 1953 году директором Дома народного творчества стал Саая Мынмырович Бюрбээ — один из талантливых композиторов Тувы. В это время началось интенсивное строительство клубных учреждений, и к 1970 году почти в каждом населенном пункте имелся свой «очаг» культуры.
В дальнейшем появились сельские дома культуры и Дворцы культуры профсоюзов, принадлежащие областному профсоюзу республики. Клубные учреждения стабильно стали обеспечиваться кадрами только с 1965 года, после открытия клубного отделения Кызылского училища искусств. Одним из достигнутых успехов народного творчества в 50-е годы стало участие тувинских молодых профессиональных и самодеятельных артистов во Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1956 году в городе Москва.
Деятельность ДНТ в 60-70-х годах связана с именами композиторов, поэтов, писателей, которых сегодня по праву можно назвать классиками. Это Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль, Дамба Хуреш-оол, Донгак Шактар, Андрей Сагды, Клара Сагды, Черлиг-оо Куулар, Елена Захаринская, Лариса Артына, Светлана Лазарева-Скорых, Сергей Баира, Иван Комбу и другие. «Золотыми» годами Дома народного творчества в истории народного творчества Тувы были 70-80-е годы. В периоды началось активное сотрудничество ДНТ с другими региональными Домами народного творчества.
Тувинские специалисты выезжали по обмену опытом за пределы республики и постоянно участвовали во Всесоюзных фестивалях и смотрах народного творчества. Были созданы творческие контакты с Якутией, Бурятией, Хакасией, Алтайским, Красноярским краями, регионами Урала, Средней Азии и европейской части России. С участием художественной самодеятельности были проведены дни культуры Тувинской АССР в г. Москве в канун 30-летия (1974) и 40-летия (1984г.) Советской Тувы.
В 1979 году по постановлению Совета министров и обкома КПСС Тувинской АССР Дом народного творчества переименовали в Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительской работы. С этого года структура центра расширилась. Сотрудники начали работать над научными и исследовательскими материалами, в частности, изучением фольклора и прикладного искусства отдельных районов. На основе научных материалов начали издаваться буклеты и сборники.
В конце 70-х началась работа по усовершенствованию тувинских национальных инструментов, проводились экспедиции по выявлению народных мастеров, занимающихся изготовлением национальных инструментов. Активно создавались ансамбли национальных инструментов в каждом районе. В те годы известность получили такие мастера и исполнители, как Сат Манчакай, Кыргыс Соруктуг, Окаанчык Донгак, Черзи Монгуш, Хертек Тойбухаа, Мижит-Доржу Хертек, Салчак Норбу, Баир Байынды, Кужугет Балган, Ак-оол Кара-Сал, Раиса Аракчаа, Маржымал Ондар, Идамчап Хомушку, Хунаштаар-оол Ооржак, Санчы Кызыл-оол, Максим Дакпай, Федор Тау, Кара-Кыс Оюн, Оюмаа Седей, Зоя Балчыырак и другие.
В 1993 году по Постановлению Совета министров Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы переименовали в Республиканский центр народного творчества им. С. Пюрбю в честь народного писателя Тувы Сергея Пюрбю, который внес большой вклад в развитие народного творчества. В 2005 году Республиканский центр народного творчества им. С. Пюрбю по приказу Министерства культуры и по делам национальностей РТ был реорганизован и переименован в Республиканский Центр народного творчества и досуга (РЦНТД).
Главной целью деятельности РЦНТД является возрождение, сохранение и развитие народного творчества, духовного наследия всех народов, проживающих на территории Республики Тыва. Важная задача центра – это координация деятельности центра с министерствами, ведомствами социальной сферы, отделами культуры кожуунов республики, информационное, методическое, аналитическое обеспечение, создании и распространение различных методик, поддержка проектов и программ, популяризация творчества профессиональных и самодеятельных артистов, приобщение населения к культурным ценностям, традициям и обычаям народов – жителей Тувы.