Баятский танец (1970) – танец монгольских баятов
Баяты — четвёртая по величине этническая группа Монголии относящаяся к ойратам, проживающая в основном на северо-западе страны в Убсунурском аймаке.
Постановка танца монгольского балетмейстера Лха Сурэна, выпускника ГИТИСа. Он был первым приглашенным постановщиком ансамбля «Саяны. Знакомство с ним состоялось в 1968 году в Монголии в Баян-Ульгийском аймаке, когда ансамбль приехал туда, будучи еще самодеятельным студенческим коллективом Кызылского училища искусств – «Чечек». Танцы в его постановке, которые исполняли артисты Баян-Ульгийкого театра, очень понравились тувинским гостям. Позднее по приглашению руководителей он приезжал в Туву для постановки новых танцев для ансамбля. Первый — «Баятский», пять десятков лет этот танец, задавая темп, настроение концерта, и получая всегда шквал аплодисментов, возгласы «бис», не сходит с репертуара ансамбля и является одним из лучших номеров, вошедших в «золотой фонд» ансамбля.
Он не раз приезжал в Туву и в каждый свой приезд осуществлял самые разные постановки. «Саяновцы» очень уважали Лха Сурэна за его профессиональные качества. В последние годы Лха Сурен по приглашению жил и работал в Улан-Баторе. К сожалению, он рано ушел из жизни.
Особенность хореографической лексики – это характерная для центрально-азиатских наездников имитация движений плеч при езде верхом на лошади, вероятно рысью. Структура танца трёхчастная – в середине медленная и лирическая часть, обрамлённая в начале и в конце динамической частью с ускоренным темпом. Хореография построена на парном и массовом исполнении, с зеркальным рисунком, поэтому танец можно исполнять по 2, 3, 4 пары, что было удобно, в зависимости от размера сценической площадки.
Книга «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.