АЛЕКСЕЙ БОКТАЕВИЧ ЧЫРГАЛ-ООЛ
Народный артист СССР и Тув. АССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Лауреат Госпремии Тув. АССР,
первый художественный руководитель Тувинской госфилармонии
В 1940 году юный Алексей Чыргал-оол приехал в Кызыл и был принят в учебный комбинат. В это же время при театре было создано театрально-музыкальное училище (ТМУ), художественным руководителем которого был И.Я. Исполнев – режиссер-педагог из СССР. Молодой Чыргал-оол поступил в это училище на актерское отделение.
По воспоминаниям однокурсника, Сергея Калзановича Шойгу, сначала Чыргал-оола не хотели принимать, да и способности, говорили, не так ярки… Комиссии он показался неподходящим для артиста. Чыргал-оол очень волновался на экзамене, вздохнул с облегчением (закончились мучения!) и улыбнулся. И вдруг один из членов приемной комиссии говорит: «Улыбка завораживающая, может быть, принять его? Посмотрим, что получится! Так Чыргал-оол получил «пропуск» в искусство.
Юный студент был любопытен, да и учеба ему давалась легко. Он умудрялся ходить на занятия сразу на два отделения. Его заинтересовала музыка, он даже играл в учебном оркестре. Соответственно, много общался с педагогами музыкального отделения – Ростиславом Мироновичем и Алексеем Аксеновым. Когда Тува вошла в состав СССР, при паспортизации, многие тувинцы поменяли свои имена на русские. В то время это было знаком уважения к русскому народу и СССР. Алексей Боктаевич взял русское имя своего педагога. А своё имя Чыргал-оол сделал фамилией.
Первая песня, которую Алексей Чыргал-оол сочинил в 1944 году, была «Чымчак салгын» («Нежный ветерок»), на слова Степана Сарыг-оола. За ней последовали «Ыраажы кыс («Певица») на слова К. Тоюна, посвященная Анне Долчун, «Жаль юности» на слова С. Сарыг-оола и другие. Песни стали очень популярными и принесли известность автору.
По окончании училища Алексей Боктаевич успешно работал в театре, где сыграл довольно много ролей. Одна из последних его театральных работ – роль Хлестакова в спектакле «Ревизор» Н.Гоголя в постановке И. Забродина. Это была весна 1951 года. По воспоминаниям его коллег – Хлестаков Чыргал-оола был великолепен и пластичен. Казалось бы, его карьера актера пойдет вверх! Но музыка взяла своё, и Чыргал-оол всё-таки покидает театр. В этом же 1951 году он поступает в Казанскую консерваторию на композиторский факультет, класс А.С. Лемана.
После окончания консерватории Чыргал-оол возвратился в Кызыл. Работал заведующим музыкальной частью театра, писал музыку к спектаклям, затем инициировал открытие музыкального училища, став его первым директором. Приложил немало усилий по организации симфонического оркестра (1966г.).
А в 1969 году его пригласили стать художественным руководителем нового учреждения – Тувинской государственной филармонии. Он многое сделал для становления не только целой организации, но и единственного на то время коллектива филармонии – Государственного ансамбля песни и танца «Саяны».
Затем Алексей Боктаевич возглавлял созданный им Союз композиторов Тувинской АССР. Членом Союза композиторов СССР он являлся с 1958 года. А.Б.Чыргал-оол — самый авторитетный и самый титулованный из всех тувинских композиторов: Лауреат Государственной премии Тувы (1974), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), Народный артист Тувинской АССР (1967), «Народный артист СССР» (1984).
Сцена из дипломного спектакля «Хайыраан бот» В.Кок-оола, ТМУ, 1944 год. Постановка художественного руководителя училища, режиссера-педагога И.Я.Исполнева. В ролях: Кара – К.Мунзук, Седип – А.Чыргал-оол.
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.