Где только не учился с юных лет Монгуш Лопсан – Чимит, родившийся в 1888 году в местечке Ак-Барун-Хемческого кожууна… Сначала- в Улан-Баторском большом хурээ, где в течении одиннадцати лет не только получал образование, но и служил. Там, кстати, он добился звания кешпи, что в наше время соответствует степени кандидата наук. После этого целых восемнадцать лет молодой человек совершенствовал знания и одновременно нес службу в Тибете.
Надо заметить, в то время в тибетских монастырях служителей обучали всесторонне: астрономии, математике, географии и иностранным языкам, в основном – английскому. А Монгуш Лопсан-Чимит, кроме английского знал еще тибетский, русский, немецкий, китайский, французский, итальянский и монгольский языки.
Такой образованный человек не мог остаться вне поля 0зрения, и Правительство ТНР поручило ему разработать тувинский латинизированный алфавит на основе немецкого. Монгуш Лопсан-Чимит выполнил задание за год с небольшим – 3 февраля 1929 года ЦК ТНРП одобрил алфавит, и разработанная основа тувинской письменности была принята и начала служить людям.
Сохранились лишь первая и вторая глава книги Лопсана-Чимита (третья и четвертая отсутствуют) на монгольском языке.
Вторую книгу автор назвал «Буква (звук) коренного слова тувинского арата». В ней он рассказал об общих свойствах букв, о возникновении письменности в странах Азии, Африки и Европы, поведал о том, на основании чего разработана тувинская национальная письменность и почему не были использованы русский и монгольский алфавиты. «Я не имею специального языкового образования, -писал М. Лопсан-Чимит, — и я должен сказать, что мои знания, конечно, недостаточны для создания усовершенствованной тувинской письменности. Но в то же время я считал свои долгом написать эти книги и умаю, что они принесут пользу тысячам аратов, особенно мальчикам и девочкам для получения ими знаний».
В этих словах он весь: высокообразованный, скромный и честный. Он жил для народа и служил ему. К великому сожалению, его постигла участь многих других служителей религии: в 1941 году его приговорили к высшей степени наказания- расстрелу.
Реабилитировали Монгуш Лопсан-Чимита в 1965 году.