Начало становления профессиональной тувинской музыки связано с освоением народ-ного наследия и влиянием русской классической и современной музыки. Большое значение имело создание музыкально-драматического театра-студии (1936 г.), которым руководили в 40-е годы композиторы А.Н. Аксенов, И.Л. Израйлевич, дирижёр Р.Г. Миронович, режиссёр И.Я. Исполнев и другие. В театре-студии формировалось искусство певцов М.Мунзука, К.Мунзук, композиторов А.Чыргал-оола, Р.Кенденбиля, Е.Кенденбиля, Х.Конгара, В.Кок-оола, А.Лаптана, С.Байыра, О.Намдараа, С.Монгуша, Н.Кысыгбай, В.Монгольбии. Одним из первых зачинателей песенного композиторского творчества был драматург и актёр Виктор Кок-оол. Его песни «Аныяктар» («Молодёжь»), «Мээң Тывам» («Моя Тува») и другие стали широко известны.
В числе первых профессиональных композиторов республики — Алексей Чыргал-оол, Ростислав Кенденбиль и Саая Бюрбе, которые первыми получили профильное образование в 50-х годах. Они внесли важный вклад в развитие тувинской профессиональной музыки. Ими впервые в истории тувинского народа созданы национальные сочинения в жанрах музыкальной комедии, оратории, кантаты, симфонической поэмы и концерты. Достаточно большое количество самодеятельных композиторов-песенников, появившихся в Туве в советские годы, также способствовало продвижению идеи создания местного творческого союза.
Важным событием в истории тувинской композиторской организации следует считать проведение 11 июня 1962 года Республиканской конференции композиторов и музыкантов, на которую для обсуждения вопроса «О развитии тувинской профессиональной музыки» со всей республики съехались более 20 композиторов. В работе этой конференции приняли также участие приглашенные композиторы — С. Ряузов (Москва), Г. Чесноков (Новосибирск), А. Кенель (Абакан). Немаловажно, что большую заинтересованность в создании композиторского союза проявлял также лично министр культуры Тувы Матпа Самбуевич Хомушку.
В 1978 году на основании решения, принятого на заседании Правления Союза композиторов РСФСР от 01.06.1978 года и Постановления Министров Тувинской АССР от 23.06.1978 года был создан Союз композиторов Тувинской АССР. В состав Союза вошли пять членов: четыре композитора — А.Чыргал-оол, Р. Кенденбиль, Х. Дамба, Б.Нухов и музыковед — В. Сапельцева. Позже, в середине 1980-х гг., в члены профессионального Союза композиторов были приняты композитор Владимир Салчакович Тока и музыковед Зоя Кыргысовна Кыргыс.
Первым председателем Союза композиторов Тувинской АССР был избран Алексей Боктаевич Чыргал-оол, которого в июле 1985 года сменил Ростислав Докур-оолович Кенденбиль, с декабря 1988 года — Борис Нургалиевич Нухов, а с сентября 1989 г. — Зоя Кыргысовна Кыргыс. Ответственными секретарями Союза композиторов Тувы в период с 1978 по 1989 гг. были Хуреш-оол Кара-Салович Дамба, Владимир Ильич Борисенко (1979-1985 гг.), О.И. Сапельцева (1985-1987 гг., 1988-1988 гг.), К.П. Дехванов (1989-1990 гг.). С 22 апреля 1981 г. уполномоченным Тувинского отделения Музфонда СССР был назначен Р.Д. Кенденбиль, с 1985 г.- В.Л. Сапельцев. Основоположник тувинской композиторской организации А.Б. Чыргал-оол пользовался заслуженным авторитетом среди коллег всей страны, избирался в руководящие органы Союз композиторов РСФСР и СССР, являясь «лицом» тувинской музыки за пределами своей республики.
Благодаря открытию своего отделения в Союза композиторов РСФСР, тувинские композиторы на профессиональном уровне общались с коллегами из разных регионов страны и получили возможность повышения мастерства путем участия в различных акциях российского и союзного значения. Так, члены СК Тувинской АССР приняли участие в пленумах и съездах Союза композиторов СССР и РСФСР, Красноярской, Уральской организаций, а также в мероприятиях композиторских союзов Бурятской, Якутской, Марийской национальных республик СССР. Приняли участие в фестивалях композиторского творчества «Ленинградская музыкальная весна», «Московская осень», «Панорама сибирской музыки», «Музыка Сибири и Дальнего Востока», в первом Всероссийском фестивале музыки для детей и юношества, на Днях культуры Тувинской АССР в Москве, в Монголии и в Минусинске.
С распадом Советского Союза подвергались разрушению и налаженные формы композиторского дела. В начале 90-х годов Союз композиторов Тувы продолжил свою работу. Однако, уход из жизни ведущих композиторов Тувы – А. Чыргал-оола (1989), Р. Кенден-биля и Х. Дамба (1993), талантливого музыковеда В. Борисенко (1995), отъезд из Тувы ком-позитора Б. Нухова (1991) и исключение из рядов организации музыковеда В. Сапальцева, поставило под удар само существование композиторской организации в республике. Выходом из сложившей ситуации стало создание в 1993 году объединенного союза профессиональных и самодеятельных композиторов Республики Тыва и поддержка кандидатур С.М. Бюрбе и С.И. Бадыраа с последующим их включением в Союз композиторов России. Это укрепило профессиональный костяк тувинского союза. Позже в Союз композиторов России были приняты музыковеды Е.К. Карелина (1996 г.) и В.Ю. Сузукей (1997 г.).
Период 90-х годов был сложным и, по сути, кризисным для композиторского творчества, но тем не менее, работа шла: проводились авторские концерты, встречи со слушателя-ми, издавались песенные сборники, были проведены VII – IX пленумы Союза композиторов Тувы. В этот непростой период творческой организацией руководили
С.М. Бюрбе (1993-1997 гг.), В.С. Тока (1997-1998 гг.), С.И. Бадыраа (1998-1999 гг.).
В начале 2000 годов профессиональные композиторы и музыковеды приняли решение вернуться к изначальной форме организации, которая была создана в 1978 г. А.Чыргал-оолом — возрожден профессиональный творческий союз «Тувинское региональное отделение Союза композиторов России» (ТРО СКР). Председателем избрана Е.К. Карелина, заместителем — С.И. Бадыраа.
Наряду со старшими коллегами, в ТРО СКР также вошла и творческая молодежь. Среди новых имён, выдвинувшихся в композиторской среде Тувы на рубеже XX-XXI вв. — Наталья Лопсан, Людмила Темир-оол, Буян-Маадыр Тулуш, Оксана Тюлюш, Чойгана Комбу-Самдан, Аяна Монгуш, Урана Хомушку, Аяна Оюн, Оксана Кургек-Чульдум. Трое из названных приняты в члены Союза композиторов России: Ч. Комбу-Самдан (2002 г.), У. Хомушку (2006 г.), Б.-М. Тулуш (2007 г.). Интересно, что представленное поколение тувинских композиторов, в отличие от предыдущих, имеет «женское лицо» и преимущественно состоит из композиторов-профессионалов. Если центрами профильного образования для старшего поколения тувинских композиторов послужили Казань, Ленинград и Москва, а для среднего — Новосибирск (и частично Ленинград, где прошёл краткую стажировку Владимир Тока), то в молодом поколении, с одной стороны, замыкается линия, представляющая школу А.С. Лемана (О. Тюлюш, Московская консерватория), с другой — в классах композиции О.Л. Проститова и В.Н. Сенегина (Красноярская академия музыки и театра) и формируется новая, «красноярская школа» тувинских авторов (Ч. Комбу, У. Хомушку, А. Оюн, О. Кургек).
В 2001 году был проведен Х пленум тувинского Союза композиторов, на котором впервые прозвучали новые сочинения молодых авторов. В июне 2003 года состоялся XI пленум, посвященный 25-летию тувинской композиторской организации. Был также возрожден фестиваль «Музыкальное лето в Туве», на который побывали известные композиторы, помогавшие созданию Союза в начале ее пути, В.И. Казенин, Л.А. Лядова, Ш.Р. Салаев, а также коллеги из Красноярска и исполнители из Москвы. В рамках этих мероприятий были проведены презентации знаковых для развития творческого союза монографии Кыргыс З.К. и Казанцевой З.К., а также молодого творческого коллектива «Тувинский национальный оркестр». ТРО СКР организовывал тематические концерты «Сказание о земле родной» (2005 г., 2006 г.), мероприятия в честь юбилеев своих членов- основоположников тувинской профессиональной музыки – А. Чыргал-оола и Р. Кенденбиля. После XII пленума (2006 г.) для участия в работе IX съезда Союза композиторов России в Москву были делегированы ком-позитор С.И. Бадыраа и молодые члены ТРО СКР Ч. Комбу-Самдан и Б-М.И. Тулуш. Для Союза композиторов Тувы значимо то, что в концертных программах общероссийского съезда впервые прозвучали сочинения молодых тувинских авторов – Ч. Комбу-Самдан, У. Хомушку и Н. Лопсан.
Большим достижением композиторов Тувы в последние годы стало создание оперных проектов в рамках специального конкурса, учрежденного Председателем Правительства Республики Тыва Ш.Д. Ооржаком в 2004 г., приуроченного к юбилейным датам – 60-летию вхождения Тувы в состав России и 90-летия г. Кызыла. С.И. Бадыраа создал на основе рома-на-эссе М.Б. Кенин-Лопсана музыкальную драму «Буян-Бадыргы», постановку которой в 2007 г. осуществили студенты и преподаватели Кызылского училища искусств. Другой проект – опера «Монге аялга» на либретто Н.Ш. Куулара собрал целую группу молодых авторов-композиторов Б-М. Тулуша, Ч. Комбу-Самдан, У. Хомушку, А. Монгуш, Н. Лопсан. Работа аранжировщиков и исполнителей над оперой молодых авторов продолжается. Независимая экспертная комиссия оценила данный проект, как полностью соответствующий оперному жанру, признала победителем конкурса и рекомендовала проекты «Буян-Бадыргы» и «Монге аялга» — к постановке в Национальном музыкально-драматическом театре.
Бурное развитие авторского песенного творчества в среде самодеятельных композиторов, а также их организационная работа в рамках деятельности музыкальной секции Республиканского центра народного творчества и досуга, помощь коллег из профессионального Союза композиторов, в рамках объединенного творческого союза 1990-х, естественным образом, привели к созданию в 2002 году своей организации – Творческого Союза композиторов Республики Тыва
(ТСК РТ). Председателем союза был избран с декабря 2007 г. композитор и общественный деятель Амыр Сатович Хоюгбан, ответственным секретарем – композитор и фотограф Мерген-оол Ховалыгович Нурсат.
С 2013 по 2018 годы председателем ТСК РТ был Заслуженный работник культуры РТ, композитор Кара-Кат Очур-оолович Ооржак. С 2018 года и настоящее время председателем ТСК РТ является Заслуженный работник культуры РТ, композитор Владимир Бурбеевич Серен.
В настоящее время Союз объединяет 32 самодеятельных композитора из разных кожуунов Тувы и г. Кызыла. Союз композиторов проводит творческие встречи, республиканские конкурсы, ярмарки по созданию песен, инструментальных произведений («Ыры», «Хогжумнуг хээлер» и другие), выпускает авторские и тематические сборники песен и пьес. Поддержка народных талантов, развитие музыкального творчества, сохранение лучших пе-сенных традиций в среде тувинских авторов, создание произведений для юных музыкантов, самодеятельных творческих коллективов – вот главные задачи Творческого Союза композиторов Тувы, который играет важную роль в деле развития культуры республики.
В последние годы ТРО СКР и ТСК РТ работают в тесном взаимодействии, хорошо дополняя друг друга, как, например, это показало совместное проведение 6 ноября 2002 г. концерта в честь 75-летия со дня рождения известного детского композитора-песенника А.С. Танова. Несмотря на многие объективные трудности в работе двух творческих союзов в нынешних условиях, перспективы у композиторских организаций есть. Наличие в них около 50 человек говорит о значительном творческом потенциале республики, которым может похвастаться далеко не каждый регион России, и который нужно сохранять, беречь и постоянно поддержать.
Члены ТРО СКР, в первую очередь, видят свою миссию в развитии профессионального искусства, всех его музыкальных жанров, научного музыкознания и музыкальной критики.
По информации Отдела народного творчества РЦНТД. Использованы материалы кандидата искусствоведения, Заслуженного деятеля искусств Республики Тыва Екатерины Карелиной.