
В статье анализируется исполнение наказания за те или иные деяния в его историко-правовом аспекте в период окончания тувинского феодализма и начала государственного строительства Тувы как государства в целом в конце XIX в. и в начале XX в.
Исполнение уголовного наказания на любом этапе своего исторического развития можно отнести к одной из важных сфер жизнедеятельности государства и общества, которая нуждается в защите и регулировании [1]. Помимо внутриполитических, социально-экономических и иных факторов, повлиявших на происходившие изменения в области исполнения наказания данного периода, следует выделить внешнеполитические факторыТувы, связанные с падением Китайской империи в 1911 году и последующим созданием государства народа Танну-Тува.
Феодальная Тува с 1757 года находилась в подчинении власти Цинской империи, но в конце XIX в. начале XX в., как отмечено во многих трудах ученых тувиноведов, наблюдалось переселение в Туву русских крестьян, укрепление экономических связей России с Тувой, соответственно, росло влияние России на Туву, предопределившее в конечном счете вхождение Тувинской Народной Республики в состав СССР в 1944 году.
Наказание как один из важнейших социально-правовых институтов государства в рассматриваемое время характеризовалось безграничной властью феодальной знати над тувинским населением и ее циничным проявлением. Верхушку феодальной знати Тувы составляли хошунные нойоны, или ухерида, и главный правитель всей Тувы Амбын-нойон. Эти наиболее крупные тувинские феодалы распоряжались земельными угодьями, водами и лесами, имели большее число крепостных. Они также освобождались от налогов и повинностей, не подлежали суду местных судебных органов [2]. Таким образом, представители данных колонизаторов не подвергались каким-либо наказаниям за совершение деяния, а, значит, преследование в отношении них государственными органами вообще не осуществлялось. «Термины эштенчилери и чалча в более позднее время, т.е. на рубеже XIX в. и в начале XX в., как и слово кул (раб), потеряли свое первоначальное значение и приняли несколько иной смысл хулечики.
Хулечик, лишенный всяких средств существования, прежде всего, личного хозяйства и скота, близко стоял к чалче. Хулечики, как и чалчи, выполняли самые различные обязанности в семье и хозяйстве феодала. За свою работу они получили от хозяина питание и одежду. Кормили их лишь остатками супа и другими продуктами, а одевали в старую хозяйскую одежду. Словом, хулечики, как и чалчи, находились в полурабском положении. Баи (богатые) и феодалы издевались над ними, избивали и наказывали за непослушание, за гибель скота и др. В отличие от рабов, их нельзя было ни убивать, ни продавать» [2]. Как отмечает Р.Б. Ховалыг (заместитель директора Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва по научно-фондовой работе, заслуженный работник культуры Республики Тыва), феодалы применяли к аратским народам более 40 видов пыток, а на территории Тувы приводили к исполнению лишь 9 пыток (Тос эрээ). «Тос эрээ (девять пыток) самые чудовищные и жестокие приемы наказания истязания, применяемые к подозреваемым.Обычно чиновники, которые вели следствие, отправляли к подозреваемому стражника, который обязан был доставить его на допрос. Стражник связывал тонкой и крепкой веревкой ремешком кисти рук подозреваемого так, чтобы правая рука оказывалась внизу. Подозреваемого вводили в юрту судебного чиновника и усаживали между очагом и дверью. Палач брал шаагай и ударял 5 раз в одну щеку и столь же раз в другую. После этого чиновник опять спрашивал, признает ли себя виновным подозреваемый. При отрицательном ответе шаагай повторяли до ста ударов с перерывами через 10 ударов на один и тот же вопрос. После первых же ударов кожа лица трескалась и щеки опухали, по ним текла кровь. Когда подозреваемый терял сознание, его обливали холодной водой и приводили в чувство. Выдержавшего шаагай (100 ударов) истязали вторым «видом» допроса манзы. Делалось это так: подозреваемый ложился на землю лицом вниз, спускали штаны ниже колен; на спину и на ноги садились по одному слуге, чтобы удерживать жертву; третий ударял манзой по голым бедрам по 5 раз поочередно до 60 раз с перерывами через каждые 5 пар ударов, т.е. 6 раз после каждого десятка ударов спрашивал, признает ли подозреваемый себя виновным. При непризнании виновным к подозреваемому применялись следующие степени пыток: зажатие пальцев; посадка на острые камни; пытка дымом (угаром) в юрте поджигали лошадиный навоз, закрывали ее наглухо и в нее садили подозреваемого надолго, сами истязатели уходили; втыкание острых иголок; подвешивание за пальцы все пальцы рук связывали тонким крепким ремнем, которым подвешивали человека так, чтобы ноги до земли не доставали; подпаливание спины на голую спину подозреваемого (заранее привязав его) накладывали жгут и поджигали его, огонь медленно тлел по телу и подпаливал кожу; удары плетью (кымчы) последний вид пытки: скрученной из нескольких ремней плетью наносилось 100 ударов. Во время пыток руки и ноги заковывались в кандалы, кроме того, ноги находились в тисках. В период проведения «тос эрээ» подозреваемым пища не давалась, содержали в «черных юртах» своего рода тюрьмах.Подозреваемые обычно погибали. Многие, не выдержав их, признавали себя виновными, даже если на их совести не было вины. Выдержавшие «тос эрээ» считались оправданными …» [3]. На наш взгляд, данные сведения безусловно дают возможность сделать вывод о том, что на первоначальной стадии подозрения человека в том или ином деянии, когда доказательств виновности как таковых не собрано, к нему уже применялись жесточайшие истязания для получения признательных показаний. В этой связи следует отметить, что проступки бесправного тувинского населения, подвергнутого пыткам, расценивались как преступления по усмотрению чиновников, имевших безграничную власть над ним. Если обратимся к мерам наказания, то С.Т.Танов (сотрудник Центрального государственного архива Тувинской АССР) также указал 9 видов наказания: нанесение ударов кнутом до 100 раз при мелком преступлении; назначение штрафа по значимости преступления: на лошадь и плитка чая (в натуральном виде); назначение штрафа в размере от одной девятки до девяти девяток (одна девятка равнялась 9 гол. скота бодо); закование в ярмо от одного до шести месяцев: после истечения срок наносилось от 80 100 ударов кнутом; отмораживание пальцев рук и ног; заключение в черной юрте-тюрьме в Улясутае от 1 до 3 лет; выселение: подвергнутым на это на правой щеке выжигали клеймо из монгольского слова «наказан»; смертная казнь через повешение; смертная казнь: «бажын салыр» снятие головы [3].
Представляется наиболее очевидным тот факт, что в изучаемый период указанные приемы наказания при наличии подозрения и определении вида наказания носили устрашающий характер для укрепления господства феодальной знати.
Однако в октябре 1911 года в Китае произошла буржуазно-демократическая революция, Цинская династия свергнута. В дальнейшем в результате национально-освободительного движения 1911-1912 годов тувинский народ освободился от гнета Китайской империи. В этот сложный переломный исторический период, как упомянула Р.Б. Ховалыг, эти жестокие нормы наказания, которые применялись в отношении простого аратского народа, прекратили свое действие.
Судебная система кардинальным изменениям подверглась в период Тувинской Народной Республики (далее ТНР). В 1921 г. для решения вопроса о самоопределении тувинского народа и образования тувинской государственности был созван Всетувинский Учредительный Хурал, который разрешил важнейшие вопросы жизни тувинского народа: о национальном самоопределении новой власти, о взаимоотношениях Тувинской Народной Республики с Советской Россией и Монголией. Главной задачей Хурала являлось принятие первой Конституции Тувинской Народной Республики. Созыв Учредительного Хурала и принятие им Конституции положили начало созданию политической основы тувинского государства, нового административно-территориального деления, образованию органов государственной власти и местного самоуправления он проходил с 13 по 16 августа 1921 г. На Хурале по решению тувинского народа название страны было изменено с «Урянхая» на «Танну-Тува улус». (позднее, в новой Конституции 1926 г., Тувинская Народная Республика).
Учредительным Хуралом 14 августа 1921 г., была провозглашена независимая Народная Республика Танну-Тува и принята Конституция (основной закон) Народной Республики Танну-Тува. Конституция состояла из 22 статей, главным в которой законодательно закреплялось образование самостоятельной республики. Принятие первой конституции Тувинской Народной Республики положило начало системному и унифицированному регулированию жизни и деятельности тувинского народа. Законодательной властью в республике признан Съезд всех хошунов. Исполнительная власть принадлежит Всеобщему Центральному Совету (Правительству). Правосудие возложено в сумоне на совет, в хошуне на коллектив. Центральным Советом разрешались дела, неподсудные хошунам, (например, уголовные). В феврале 1922 г. было создано Министерство юстиции ТНР, куда входил и суд. Однако, самостоятельных полномочий суд не осуществлял, все приказы и различные документы издавались от имени Правительства [4]. Одним из самых важных событий в истории Тувы явилось принятие 15 августа 1921 года Всетувинским учредительных хуралом Конституции Народной Республики Танну-Тува, провозгласившей республику свободным и независимым государством [5].
Названный Основной Закон, которым положено начало становлению государственности Тувы, в параграфе статье 7 закрепил, что наказание палками, заковывание в колодки и применение пыток при допросах отменяются и заменяются штрафами и принудительными работами. Состоятельные лица штрафуются в пользу общества и приговариваются к принудительным работам по решению суда. Не имеющие состояния привлекаются к общественным работам. Для группировки лиц, приговоренных к общественным работам, центральным управлением Республики создаются дома лишения свободы. Таким образом, основными преимуществами первой Конституции ТНР послужили появления в ней новых положений о формировавшейся политической системе, отказавшейся от пережитков феодального прошлого, а также идей гуманизации наказания и соблюдения прав человека, которые были усовершенствованы в последующих конституциях.
В заключение необходимо отметить, что к концу XIX в. и в начале XX в. Тува испытала на себе циничные проявления феодальной власти, но с освобождением от длительного гнета завоевателей и с созданием новой государственности получила как суверенное государство новое самостоятельное развитие. Историческая значимость изменения видов наказания в исследуемое время была обусловлена долгожданным обретением тувинским народом гарантированных законом гражданских прав после падения Китайской империи в 1911 году и в связи с созданием первого тувинского государства, имеющего особую важность, поэтому Постановлением Верховного Совета Тувинской Автономной Советской Социалистической Республики от 26 апреля 1991 года неслучайно учрежден День республики 15 августа, и он объявлен выходным днем [6].
Ссылки на источники
1. Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовно-исполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014, 378 стр.
2. Маннай-оол М.Х. Тува в эпоху феодализма / К вопросу о генезисе и развитии феодальных отношений. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1986. 111, 120 с.
3. С.Т. Танов, сотрудник Центрального государственного архива Тувинской АССР / Краткие сведения об уголовном наказании в Манчжурском государстве. г. Кызыл, 01.10.1964. 1, 2 с.
4. Минаев А.В.; Монгуш Ч.Б. Развитие судопроизводства в Тувинской Народной Республике (100-летию воссоединения Тувы и России посвящается) (статья). Москва: // «Российский судья».
Издательская группа «Юрист», 2014, № 11. С. 45-48
5. Минаев А. В., Хайманов В. Г. Историческое развитие нормативно-правовой базы Народной Революционной Армии в Тувинской Народной Республики (1921 1944 гг.) // Концепт. 2013. Современные научные исследования. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X.
6. Минаев А.В.РАЗВИТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (статья). Самара: // «Аспирантский вестник Поволжья». Издво: Самарский государственный университет, 2014, №34, С.65-67