Заслуженная артистка Тувинской АССР, обладатель медали СССР «За доблестный труд», Отличник культуры Российской Федерации, ветеран и архивариус Национального ансамбля «Саяны»
Человек в искусстве, особенно талантливый, преданный, бескорыстно служащий своему делу – это человек особенный, легкоранимый, с огромным потенциалом внутренней энергии. Он – мечтатель и немного чудак в плане эмоционального восприятия окружающего мира, обладает аналитическим умом и острым чувством несправедливости. Вот о таком человеке в искусстве, о составителе данного сборника, о Светлане Салчаковне Сурун замолвлю несколько слов.
Якутия. 1969 год. Время расцвета ансамбля «Чечек». Сводная репетиция концертной программы, посвященной Дням культуры, искусства и литературы Тувинской АССР в Якутской АССР. Именно с этой репетиции Светлана Салчаковна попала в поле моего зрения. Затем была встреча на телевидении, и во время съемки нам удалось коротко пообщаться. Это было живая беседа, от которой в душе остался приятный след, появилось внутреннее желание еще раз встретиться с артисткой. Впечатления не растерялись с годами, и сегодня я благодарна судьбе за то, что на творческом и жизненном пути встретился этот неугомонный человек.
Неожиданно Светлана Салчаковна раскрылась для меня при создании и становлении совершенно другого по концепции, современного коллектива – мюзик-холла «Ураанхай», где она была директором. Красочная программа новой группы под художественным руководством Владимира Ооржака включала элементы варьете, и в этом разнообразии были довольны эффектные танцевальные постановки – «Кан-кан», «Гавайский», «Азиатский» и другие. Соответственно, танцоры должны быть пышно одеты. Это были трудные 90-е годы. Но тяжелое положение с финансированием не стало преградой при осуществлении постановки.
Фантазия Светланы Салчаковны, что называется, «била ключом». Она вместе с худруком сумела сорганизовать весь коллектив и второй этаж филармонии превратить в мастерские, где придумывались и шились довольно дешевые, но очень красочные костюмы к номерам. Например, на «Гавайский» танец придумали юбки из «челночных» целлофановых мешков. Зато на сцене как это смотрелось! И никто из зрителей даже не подозревал, из чего сшиты костюмы этого красивого «ураанхаевского» танца!
В период подготовки программы квартира Светланы Салчаковны и Донгака Севековича Монгуша тоже превратилась в мастерскую. Случайный гость мог застать такую картину: хозяин дома мастерит большие веера для танца, а Салчаковна вместе с дочерьми что-то шьет, а на голове, на шее перья!!! Выдумщица! Это сегодня можно всё приобрести, а тогда – многое приходилось делать самим, что-то «доставать» с большим трудом.
Как человек творческий, энергичный, стремящийся идти вперед, она сумела соединить, казалось, несоединимое, создать новый коллектив, который много лет радовал тувинских зрителей.
С большим удовольствием работали мы вместе со Светланой Салчаковной Сурун, Вячеславом Октябровичем Донгаком и Леонидом Ивановичем Цебиковым над программой, посвященной 30-летию ансамбля «Саяны». В процессе работы поняла, что Светлана Салчаковна – созидатель. По-другому она не может. Человек с потрясающей работоспособностью, она не боялась экспериментировать и вообще смотрела далеко вперед.
Есть еще неоценимое качество у ветеранов ансамбля Светланы Салчаковны и её мужа Донгака Севековича – ответственность за сохранение истории тувинской культуры. Они много лет трепетно собирали и хранили архив любимого коллектива – ансамбля «Саяны». Он снимал на камеру события, связанные с ансамблем, а она собирала из разных источников информацию и фотографии. Дом полон архивных материалов, всё бережно хранится. Главное – их архив работает! Светлана Салчаковна постоянно стремится выдать «на-гора» информацию об истории создания, становлении, развитии ансамбля «Саяны», об артистах этого прославленного коллектива. В данном издании используются, в основном, материалы из личного архива Светланы Салчаковны Сурун и Донгака Севековича Монгуша. Кроме этого, есть материалы, которые предоставили их коллеги.
Многим не нравился ритм ее жизни – ритм внутреннего горения и желания двигаться вперед и вперед. Многим не нравилась её требовательность и принципиальность, отсюда были и недоброжелатели. Были трудности и преграды, но всё это не останавливало её. Наоборот, как любой настоящий творческий человек она становилась сильнее.
Хочется напомнить: за годы её директорства ансамбль «Саяны» семь раз награждался грамотами по итогам года – как лучший коллектив.
Невозможно объять необъятное, поэтому в данный сборник она включила в основном материалы и имена, которые отражают самые первые шаги становления и развития ансамбля. А также период пика популярности коллектива, захватывающий перестроечное время.
Светлана Мунзук,
Заслуженный работник Республики Тыва
Из книги «От истоков к вершинам», Сурун С.С., Мунзук С.М.