
Дорогие читатели, в год 50-летия республиканской детской библиотеки им. К.И. Чуковского мы хотим вас познакомить с нашими библиотекарями. Раиса Аркадьевна Санчай больше 20 лет работает в детской библиотеке им. К.И. Чуковского. Ей повезло найти своё призвание, пусть и не совсем обычным способом, но тогда словно сама судьба указала ей правильный путь. О том, как развивается детская библиотека в современных условиях и какими библиотеки станут в будущем, читайте в материале.
— Какая книга оказала на вас самое сильное влияние в детстве, возможно, перевернула ваше мировоззрение?
— Не могу назвать какую-то конкретную книгу, читать я начала с раннего детства. Я выросла в большой и дружной семье. Родители оба любили читать. Я помню наши семейные посиделки с книгами и свою первую сказку с рисунками Николая Константиновича Рушева.
Моими воспитателями в жизни были семья, школа и библиотека. Первое знакомство с библиотекой села Элегест состоялось в шесть лет, именно с ней связаны самые яркие воспоминания. Помню эту просторную, светлую, уютную библиотеку, большие окна, обилие цветов и библиотекаря Любовь Степановну Кашину. Позже в моей жизни было много библиотек, но все же идеальный образ «дворца книги» ассоциируется с той атмосферой, которую создала для ребят Любовь Степановна.
Я читала много, помню, как плакала над книгой Александра Фадеева «Молодая гвардия». Помню замечательную книгу Федора Углова — академика медицины, хирурга «Человек среди людей», прочитав ее, я хотела стать хирургом, врачом, а прочитав «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, мечтала путешествовать и быть географом. Неизгладимое впечатление оставили книги Елены Ильиной «Четвертая высота» и Николая Островского «Как закалялась сталь». Словом, перечислять можно бесконечно.
— Когда вы поняли, что хотите быть библиотекарем-библиографом?
— В школьные годы готовилась стать юристом, следователем, как мой брат Александр. Но случайное дорожное происшествие, в которое я попала в тот самый момент, когда ехала поступать на юрфак в Иркутск, изменило ход моей жизни. Спустя годы я смотрю на это, как на знак судьбы, не иначе. Мне суждено было стать библиотекарем. После аварии я вернулась в родное село, устроилась работать в районную библиотеку в Бай-Хааке. И поняла — мне нравится эта работа. Я благодарна Валентине Филипповне Романенко, Валентине Филипповне Домаревой за то, что они помогли мне в начале профессиональной карьеры. Знаете, не каждому удается найти свой единственно верный путь, свое место в жизни, свое призвание. Я думаю, что мне повезло. Работе с читателями посвящена вся моя жизнь, больше 20 лет я посвятила юным посетителям библиотеки им. К. И. Чуковского. Следующий 2020 год — юбилейный для нашего коллектива. Сейчас работаю над творческим проектом «Жизнь в профессии» о ветеранах библиотечного дела республики, можно сказать, это летопись нашей библиотеки.
— Почему так важно прививать культуру чтения?
— Сейчас растет поколение, читающее меньше, это факт. Важно понимать, что дети живут в другой реальности — у них есть гаджеты, интернет, кино, сериалы. Некоторых взрослых расстраивает, что любимые произведения их детства не вызывают у детей никакого интереса. Это нормально, жизнь меняется, наряду с классическими литературными героями прошлых лет появляются новые произведения, свои кумиры. Хорошо то, что сегодня у ребёнка много возможностей для чтения, это и интернет, и электронные книги. Да, не каждый использует эту возможность, но тут вина скорее родителей. Если вы хотите, чтобы дети много читали, читайте сами. Показывайте, что вам нравится именно так проводить время. Культуру чтения во многом формирует пример старших: если в вашей семье не принято читать вслух, обсуждать прочитанное, советовать друг другу книги — откуда у чада возьмётся интерес? Не нужно бояться, что ребёнок прочтет «не те» книги, посоветуйте ему те произведения, которые заставят его думать
— Какую книгу вы порекомендовали бы прочитать подросткам?
— Книги, как и люди, могут оказать самое различное влияние, как благотворное, так и дурное. Не стану рекомендовать что-то конкретное — дело вкуса, но скажу, что каждый подросток обязательно должен читать русских классиков. Именно эти книги научат ребенка добрым правильным вещам, дадут представление о настоящих жизненных ценностях. Нас, библиотекарей, беспокоит, что современные дети не очень интересуются классикой и стали меньше читать литературу на тувинском языке. Но радует, что родители, бабушки, дедушки спрашивают для своих деток произведения тувинских авторов.
— Как вы приобщаете к чтению нынешнее поколение школьников?
— Библиотека должна быть реальным местом позитивной самореализации читателя — не навязывать ему мероприятия, которые, с педагогической точки зрения, возможно, и полезны, но ребенок туда идет в принудительном порядке. Мы проводим множество конкурсов, акций, мероприятий, где в игровой, увлекательно-познавательной форме знакомим юных читателей с миром книги, историей, географией страны, литературными новинками.
Библиотекари отслеживают потребности наших читателей и закупают интересующую их литературу на разных носителях, это и аудиокниги, и фильмы. У нас современная техника, позволяющая, ко всему прочему, обеспечить детям бесплатный доступ в Интернет.
— Сдаёт ли традиционная книга свои позиции?
— Я не думаю, что электронная книга вытеснит печатную. Электронный вариант очень удобен тогда, когда единственный экземпляр печатного издания необходим сразу многим читателям. С другой стороны, есть и минусы. Например, долго читать электронную книгу с экрана компьютера не только неудобно, но и вредно для глаз. Как быть? Думаю, печатный текст должен существовать с электронным одновременно. Они не должны исключать, а должны дополнять друг друга.
— Что, по вашему мнению, является наиболее серьёзной проблемой современной тувинской библиотеки?
— Я думаю, недостаточное финансирование. Отсутствие типовых зданий библиотек, ведь не все сельские библиотеки компьютеризованы, и у них нет Интернета — это серьезная проблема. В прошлом году была создана Библиотечная Ассоциация Республики Тыва (БАРТ), призванная защищать профессиональные интересы библиотекарей. В связи с этим, надеюсь, что в скором будущем сдвинется вопрос о современных зданиях для ведущих республиканских библиотек.
— Как протекает ваша жизнь вне стен библиотеки? Какие у вас есть хобби или увлечения?
— У меня очень насыщенная, интересная жизнь. Кроме того, что я постоянно читаю, я люблю сама шить вещи, моделирую, люблю радовать своих детей и внуков разными вкусными блюдами. Занимаюсь кулинарией. А также мне нравится путешествовать! Каждый год я посещаю разные города, заранее планирую свою поездку. Мои дети меня полностью в этом поддерживают.
— Академик Дмитрий Лихачев сказал: «Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь». А для вас чтение — это привычка или потребность?
— Конечно, потребность! На данный момент читаю произведение Александра Ондара «Бижээчи» («Писарь»). Практически ни один день не проходит без чтения, если не открываю книгу, то изучаю дома профессиональную периодику, отслеживаю новинки в мире книг.
— Какой вам видится библиотека будущего?
— Я уверена, что библиотека будущего — это компьютеризированная и подключенная к Интернету система. Государство должно дать больше самостоятельности библиотекам, снабжать их не книгами, а денежными средствами. В библиотеке должны быть отдельные зоны: для чтения, для игр, технически оснащенная зона, для мамы и ребенка — своего рода мультицентр, с терминалами по выдаче книг. Хорошо оснащенная библиотека будет притягивать к себе магнитом своих читателей, людей, стремящихся к знаниям, к научным открытиям.
Анастасия Быкова, пресс-секретарь ТРДБ им. К.И. Чуковского