В фондах хранится более 100 тысяч предметов и за каждым музейным экспонатом стоит судьба человека, семьи, и даже история народа. В 2012 году во время мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева, его внук Владимир Александрович Ермолаев передал семейную реликвию – фотоаппарат, которым пользовался его дедушка примерно в конце 1930-х начале 1940-х гг. ХХ века. В фондах музея среди множества фотоаппаратов советского времени он стоит отдельно. При детальном изучении оказалось, что в него заправлена пленка, которую еще предстоит проявить. Такое часто бывает, когда в сдаваемых предметах остаются другие, не менее важные материалы. Мы их тоже сохраняем, и они тоже становятся историей. Чем же этот интересен фотоаппарат?
Владимир Петрович Ермолаев (28.07.1892-01.04.1982) – первый директор Государственного музея Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.) краевед, фотограф, писатель и журналист родился в селе Канско-Перевозинское Красноярского края. У него было нелегкое детство и ему рано пришлось уйти из дома – зарабатывать на еду. Несмотря на тяжелые условия жизни, его отличала исключительная тяга к знаниям, но в школе ему учиться так и не довелось. Тем не менее, Владимир Петрович всему научился самостоятельно, и, более того, в будущем стал профессионалом во многих отраслях знаний.
В 17 лет устроился работать в Красноярский краеведческий музей. Это было то место, где его знания нашли применение во всех сферах: краеведение, техника, наука, журналистка, изобретательство, экспедиции… Работая в Красноярском музее, он имел уникальную возможность встретиться с норвежским полярным исследователем Фритьофом Нансеном, который подарил ему редчайшую по тем временам вещь – фотоаппарат Именно с этим фотоаппаратом в 1913 году Владимир Ермолаев прибыл в Урянхайский край в составе научно-исследовательской экспедиции, а с 1916 года остался в Туве на долгие годы.
Фотоаппарат, подаренный Владимиру Петровичу Ермолаеву Ф. Нансеном, волею случая попал в фонды музея-заповедника «Шушенское» в 2005 году. Вся цепочка владельцев и событий, связанных с этим фотоаппаратом, описаны в статье «Удивительной души человек (штрихи к портрету В.П. Ермолаева – первого директора Национального музея Республики Тыва)» Лидии Петровны Сапрыкиной – научного сотрудника музея-заповедника «Шушенское» Красноярского края. Именно с ней мы связались для получения информации об этом предмете.
Название фотокамеры в музее записано так – «дорожный фотоаппарат со складным мехом». Марка и фирма-производитель камеры неизвестны, так как информационная табличка на камере была утрачена — от нее остался только след. Размер камеры в собранном виде составляет 35х30х16.5 см., в рабочем положении — 35х30х40 см.; кадр 18х24, под объективом стоит номер «68319», мех передвигается по металлическим рельсам. Деревянный штатив произведен в СССР, высота треноги — 122 см. (Фото 3,4)
Легенда этого предмета записана со слов сдатчика — Фориса Павла Павловича, бывшего фотографа музея-заповедника «Шушенское»: «17 мая 1981 года познакомился с Владимиром Петровичем Ермолаевым, ему было 88 лет. Уговорил его продать камеру… Передавая предмет, Владимир Ермолаев рассказал, что в 1913 г. этим фотоаппаратом он запечатлел знаменитого исследователя Фритьофа Нансена… Уже будучи в Туве на эту камеру снимал поэта С. П. Щипачева, писателя С.А. Сарыг-оола, тувинского добровольца Х.Н. Чургуй-оола и др.».
Стоит отметить, что сам Владимир Петрович в этом разговоре не упомянул, какой по счету это был его фотоаппарат, но то, что именно он связан с Тувой, не вызывает никакого сомнения. Кстати, сотрудники музея-заповедника «Шушенское» были уверены, что как раз таки первый фотоаппарат Владимира Ермолаева хранится у нас в фондах. Внук Владимир Александрович полагает, что первый фотоаппарат его дедушки хранится в Красноярском краеведческом музее. Отсюда следует, что вопрос о первом фотоаппарате Владимира Петровича Ермолаева остается открытым и требует поисковой работы.
Таким образом, фотоаппарат со складным мехом для нас является ценным втройне: во-первых, как старинный предмет, во-вторых, как фотоаппарат, принадлежавший знаменитому путешественнику Фритьофу Нансену и в-третьих, как фотоаппарат, принадлежавший первому директору музея Владимиру Ермолаеву, благодаря которому мы имеем столько черно-белых фотографий начала ХХ века.
Со временем появляются более совершенные фотоаппараты, уже не такие громоздкие, более удобные в использовании. Предположительно в конце 1930-х гг. Владимир Петрович Ермолаев, как человек, шагающий в ногу со временем, выписал себе фотоаппарат «Kodak Retina II» (Германия, Kodak AG), объектив Schneider Kreuznach Retina Xenon f:2,8; F=5 cm, затвор Compur Rapid (Фото 6.). Модель появилась в 1936 году и существовала вплоть до 1950 г. Работоспособность нами не проверялась, но внешне механизм исправный. Именно этот фотоаппарат передал Владимир Александрович Ермолаев в 2012 году.
По сравнению с предыдущим фотоаппаратом этот был просто «малюткой»: размеры его в сложенном состоянии — 120x75x35 мм. Фотоаппарат имеет кожаный коричневый чехол с металлическим каркасом в нижней части. На чехле имеется аббревиатура «D.R.P» от Deutschen Reichspatent — германский государственный патент. Ремешок для чехла самодельный, прошит по краям черными нитками и, судя по всему, вставлен уже позже. В целом сохранность фотоаппарата хорошая, за исключением крышки объектива, у которой в нескольких местах сошла краска. Объектив фотоаппарата выдвинут, крышка открыта. С этим фотоаппаратом В.П. Ермолаев, скорее всего, использовал узкую пленку (35 мм.).
Примерно в конце 1940-хх гг. Владимир Петрович заказал себе новый фотоаппарат Leica с немецкой оптикой. Этой камерой позже пользовался его сын Александр, который работал фотокорреспондентом в газете «Шын», а затем и внук в 1970-80-х гг. По словам Владимира Петровича, этот фотоаппарат со временем затерялся. Зато в нашем музее сохранился вполне рабочий фотоувеличитель, принадлежавший В.П. Ермолаеву, которым пользовались вплоть до 2003 года музейные сотрудники.
Хотелось бы отметить, что мы рассказали только о тех фотоаппаратах, о которых нашли достоверную информацию, но совершенно точно можно сказать, что фотоаппаратов у него было больше. Владимир Александрович Ермолаев предположил, что у дедушки был еще фотоаппарат «Любитель», но точно уже о нем не помнит.
В настоящее время в фотофонде Национального музея Тувы 16 фотоальбомов В.П. Ермолаева, названия первых 14 даны самим автором и хранятся под этими наименованиями. Бесценный архив, где насчитывалось свыше 4000 негативов по истории Тувы, удалось получить благодаря усилиям ветерана музейного дела М.Б. Кенин-Лопсана. Основная задача нашего поколения — сохранить этот уникальный и «хрупкий» фонд для будущих поколений. На сегодняшний день наиболее значимая часть фонда переведена в цифровой вид, и эта работа продолжается вместе с научной обработкой.
Удивительно, но распечатывая фотографии с негативов, поражаешься их качеству и четкости, а ведь прошло уже более 100 лет! А как выразительно передают черно-белые фотографии эмоции людей и дух того времени! Это говорит о качестве фотоаппаратов и, конечно, же, высоком мастерстве фотографа, краеведа и первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева.
Фотографии:
1. Фритьоф Нансен. 1913 г. Красноярский край. Фото В.П. Ермолаева.
2,3,4 Фотоаппарат В.П. Ермолаева, подаренный ему Ф. Нансеном в 1913 г. Фото из фондов Историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское», пос. Шушенское, Красноярский край.
5. В.П. Ермолаев во дворе дома во время встречи с М. Беликовым (справа) и П. Форисом (стоит сзади). Абакан, 17.05.1981 г. Фото П. Фориса.
6. Фотоаппарат В.П. Ермолаева. Фото из фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
7. Фотоувеличитель, которым пользовался В.П. Ермолаев. Фото из фондов Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.
Тулуш С.С., заведующий филиалом «Алдын Дошка»